Тема №9. Общая характеристика эмоциональной сферы человека

Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей и уровни их развития.

Понятие о характере, классификация черт характера, типы характера, акцентуации характера

Понятие о темпераменте, основные виды и их характеристики.

Психологическая структура личности.

Теории личности.

Тема №8. Психические свойства личности

4. Направленность личности, её структура и формы.

1. В зарубежной психологии существуют разные подходы к пониманию и про­исхождению личности.

Социогенетический подход старается объяснить особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической осо­бью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных усло­вий жизни.

Другая теория в рамках этого подхода, теория научения, считает жизнь личности, ее отношения результатом подкрепляемого научения, усвоения сум­мы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скинер и др.).

Теория ролей, в свою очередь, исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяе­мых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (У. Доллард, К. Левин и др.).

В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение личности исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, обще­ственно-исторические условия жизни человека.

Биогенетический подход кладет в основу развития личности биологиче­ские процессы созревания организма.

Так, С. Холл считал, что развитие личности проходит в свернутом виде такие стадии развития общества, как собирательство, охота и т. д.

Другой вариант биогенетического подхода разрабатывал Э. Кречмер, вы­водя типы личности из особенностей телосложения человека.

Особенно ярко биологизм выступил в трактовке личности 3. Фрейдом, который считал, что все поведение личности обусловлено физиологически­ми, бессознательными влечениями человека.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов.

В рамках этого подхода представители психодинамической ориентации объясняют поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики (Э. Эриксон и др.).

Представители когнитивистской ориентации отдают предпочтение разви­тию интеллектуально-познавательной сферы психики личности (Ж. Пиаже, Д. Келли и др.).

Ученые персонологической ориентации акцентируют внимание на развитии личности в целом (Э. Шпрангер, А. Маслоу и др.).

2. Психологическая структура личности может бть представлена тремя компонентами.

Индивидуально-психологическая сторона личности - отражает специфику функционирова­ния ее психических процессов, свойств, состояний и образований.

Психические процессы — это психические явления, обеспечивающие первич­ное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действитель­ности.

Психические свойства — это наиболее устойчивые и постоянно проявляю­щиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень пове­дения и деятельности, типичный для нее: направленность, темперамент, характер и способности.

Психические состояния — это уровень работоспособности ифункциональ­ные качества психики человека в каждый данный момент времени.

Психические образования — это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

Мировоззренческая сторона личности - отражает общественно значимые ее качества и особенности, позволяющие занимать достойное место в обществе.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Моральный облик личности — это система ее представлений о морали, от­ражающая наличие у нее твердых устоев и определяющая ее действия и пове­дение в обществе.

Нравственный облик личности — это устойчивая система ее взглядов на нормы отношений людей в обществе и их достойное взаимодействие.

Социально-психологическая сторона личности - отражает ее основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в об­ществе, занимать определенное положение среди других людей.

Отношение к другим людям — совокупность проявлений индивидуально- и социально-психологических качеств личности, отражающих типичное для нее поведение в общении и взаимодействии с другими людьми.

Социальные роли личности — типичные способы поведения личности, обусловленные ее индивидуально- и социально-психологическими особенно­стями, позволяющие завоевывать определенный авторитет и доверие со сто­роны других людей.

Социальные позиции личности — взгляды, убеждения и представления лич­ности, реализуемые и отстаиваемые ею в отношениях с другими людьми.

Социальные установки личности — ее настроенность на определенное от­ношение к обществу и другим людям.

3. Темперамент - психическое свойство личности, характеризу­ющееся динамикой протекания психических процессов. Темперамент отражает динамические характеристики деятельности и поведения человека, что выражается не столько в их конечном результате, сколько в их течении.

Выделяют следующие основные особенности темперамента чело­века:

- темперамент - биологический фундамент, на котором формиру­ется личность;

- свойства личности, обусловленные темпераментом, являются наи­более устойчивыми и долговременными;

- согласно современным данным темперамент обусловлен свой­ствами нервной системы конкретного человека.

В истории психологии известны разные теории темперамента.В ча­стности, одна из первых попыток объяснения этой характеристики лич­ности принадлежит греческому врачу Гиппократу, который считал, что состояние организма зависит от соотношения жидкостей организма (кровь, лимфа и желчь). Древнеримский ученый Гален уточнил классификацию Гиппокра­та и выделил четыре главных темперамента (см. таб.3).

Таблица 3. Типы темперамента Галена

Название темперамента Происхождение названия Психологические свойства человека с данным темпераментом
Сангвиник «Сангвис»- кровь Легкая возбудимость чувств иих малая продолжительность. Склонности его непостоян­ны
Флегматик «Флегма» - слизь Чувства медленно овладевают таким человеком; он легко сохраняет хладнокровие в экстремаль­ных ситуациях. Он терпеливо переносит невзгоды и редко жалуется
Холерик «Холе» - желтая желчь Такой человек находится под влиянием страстей. Он размышляет мало, но действует быстро. Холерики вспыльчивы, но отходчивы
Меланхолик «Мелайна холе» - черная желчь Склонен к печали; преувеличивает своп страдания. Чувствителен и легко раним.

Немецкий психолог Эрнст Кречмер попытался увязать темперамент со строением тела (конституционная теория темперамента) (см. таб.4).

Таблица 4. Типы темперамента Э.Кречмера

Телосложение Название темперамента Психологические свойства человека с данным темпераментом
Пикник - человек среднегороста, смягкими чертами лица, большим животом, короткой шеей Циклотимик Легко контактирует с людьми и реалисти­чен во взглядах. Эмоции колеблются между радостью и печалью. Среди этого типа Кречмер выделял «веселых болтунов, спокойных юмористов и беспечных любителей жизни»
Астеник (лептосоматик) -высокого роста, хрупкого телосложе­ния, с плоской грудном клеткой, узкими плечами и вытянутым лицом Шизотимик Замкнут, упрям, склонен к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению. По мнению Кречмера среди них встреча­ются «только чувствующие джентльмены, идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты»
Атлетик - человек с пропорционально крепким телосложени­ем, высокого или среднего роста, с хорошо выраженной мускулатурой,широким плечевым поясом и узкими бедрами Иксотимик Спокойный, мало впечатлительный человек со сдержанными жестами и мимикой. Отличается негибкостью мышления
Диспластик — человек с бесформенным, неправильным строением тела - Смешанный тип темперамента

Американский ученый Уильям Герберт Шелдон ввел в психологию свое представление о темпераментах, основанное на эмбриологических предпосылках (он связал темперамент человека с особенностями его зародышевого развития). Выделял три типа телосложения, каждый со своим темпераментом: эндоморфный тип – висцеротоники, мезоморфный – соматотоники, эктоморфный тип – церебротоники.

По мнению русского физиолога И. П. Павлова, темперамент челове­ка (как, впрочем, и животных) всецело зависит от свойств нервной си­стемы организма. Он считал, что темперамент – это генотип, т.е. прирожденная, природная особенность нервной системы. ВНД характеризуется различным соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения, характеризующиеся силой, уравновешенностью и подвижностью. Различные сочетания этих показателей присущи различным типам ВНД. И.П.Павлов выделял четыре ярко выраженных типа ВНД и в соответствии с этим четыре вида темперамента.

Сильный. У человека, которому он свойствен, процессы возбуждения и торможения сильные. Между ними существует равновесие.

Безудержный. Возбуждение и торможение очень сильные и подвижные. Од­нако эти процессы не уравновешены.

Инертный. Процессы возбуждения и торможения сильные, уравновешенные, но малоподвижные.

Слабый. Процессы возбуждения и торможения протекают слабо. Они малоподвижны, не уравновешены.

Характеристика типов темперамента

Сангвинический темперамент.

Сангвиник отличается легкой приспособляемостью к изме­няющимся условиям жизни, повышенной контактностью с окру­жающими людьми, общительностью. Чувства сангвиника легко возникают и быстро сменяются, его стереотипы достаточно под­вижны, условные рефлексы быстро закрепляются. В новой обстановке он не чувствует скованности, способен к быстрому переключению внимания и деятельности, эмоционально устойчив. Людям с сангвиническим темпераментом больше всего подходит деятельность, которая требует быстрых реакций, значи­тельных усилий, распределённости внимания.

Холерический темперамент.

Для холерика характерны повышенная эмоциональная реак­тивность, быстрый темп и резкость в движениях. Повышенная возбудимость холерика при неблагоприятных условиях может стать основой вспыльчивости и даже агрессивности. При соответствующей мотивации холерик способен преодоле­вать значительные трудности, отдаваясь делу с большой стра­стью. Для него характерна резкая смена настроений. Наибольшей результативности человек с холерическим темпе­раментом достигает в деятельности, требующей повышенной ре­активности и значительного единовременного напряжения сил.

Флегматический темперамент.

Реакции флегматика несколько замедленны. Настроение ус­тойчиво. Эмоциональная сфера внешне мало выражена. В слож­ных жизненных ситуациях флегматик остается достаточно спо­койным и выдержанным, он не допускает импульсивных, поры­вистых движений, так как процессы торможения у него всегда уравновешивают процессы возбуждения. Правильно рассчитывая силы, флегматик проявляет большую настойчивость в доведении дела до конца. Переключение внима­ния и деятельности у него несколько замедленно. Его стереотипы малоподвижны, и поведение в ряде случаев недостаточно гибко. Флегматик достигает наибольших успехов в тех видах дея­тельности, которые требуют равномерного напряжения сил, усид­чивости, устойчивости внимания и большого терпения.

Меланхолический темперамент.

Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонно­стью к глубоким переживаниям (иногда даже по незначительным поводам). Его чувства легко возникают, плохо сдерживаются внешне отчетливо выражены. Сильные внешние воздействия за­трудняют его деятельность. Он интровертирован - занят своими переживаниями, замкнут, воздерживается от контактов с незнакомыми людьми, избегает новой обстановки. При определенных условиях жизни у него легко формируется застенчивость, робость, нерешительность и даже трусость. В благоприятной стабильной обстановке меланхолик может достичь значительных успехов в таких видах деятельности, кото­рые требуют повышенной чувствительности, реактивности, быст­рой обучаемости, наблюдательности.

Рассмотренные выше четыре типа темперамента обычно не бывают представлены в «чистом виде». Люди, как правило, обла­дают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темпе­рамента преобладает.

4. Человек - это общественное существо, неразрывно связанное с социальной средой, в которой он живет и без которой не может существовать. Все необхо­димое он получает от общества в результате своей целенаправленной деятель­ности, руководствуясь при этом определенными целями и задачами. Деятельность человека, его поступки в обществе всегда субъективно опре­делены, выражают потребности, которые должны быть удовлетворены. В де­ятельности также проявляются и свойственные личности отношения, сложив­шиеся в процессе жизни и воспитания, т. е. характерное для нее отношение к обществу в целом и к своей деятельности, поведению в данной социальной среде в частности. Направленность как раз и выражает в интегрированном виде многие из указанных выше особенностей личности. В ней фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Направленность личности - это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жиз­ни и деятельности.

Потребности личности - это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности - это те внутренние силы, которые связаны с потреб­ностями и побуждают ее к определенной деятельности.

Мировоззрение личности - это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определен­ных жизненных целей и интересов, отношений, позиций.

Установки личности - это ее внутренняя настроенность на осуществле­ние той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Установки имеют важное функциональное значение: выступают в каче­стве состояний готовности, позволяющих личности эффективнее выполнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчи­вый характер протекания деятельности; 2) освобождать личность от необхо­димости принимать решения и произвольно контролировать протекание дея­тельности в стандартных ситуациях.

Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность - это установки,став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в поряд­ке их иерархии. Прежде всего, следует остановиться на влечении. Принято счи­тать, что влечение - это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности, выражающая недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание - это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Следующая форма направленности - стремление. Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Инте­рес - это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружаю­щей действительности.

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Осно­вой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. е. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию опреде­ленных способностей. Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей,- их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

5. В переводе с греческого «характер» — это «печать, чеканка, примета». Действительно, характер - это особые приметы, которые приобретает человек, живя в обществе.

Характер этосовокупность устойчивых черт личности, которая обу­словливает типичные для индивида способы поведения. Характер базируется на биологически обусловленных подструктурах личности и отражает общественные условия и направленность воспи­тания.

Характер формируется в течение жизни человека, начиная с рожде­ния и до самой смерти. В первые годы жизни формирование характера идет наиболее интенсивно, а в зрелые годы он меняется весьма слабо. Тем не менее, значимые события, чрезвычайные обстоятельства, резкие изменения жизни могут оказать существенное влияние на характер че­ловека и привести к его изменению даже в зрелые годы. При этом между условиями жизни человека и его характером суще­ствуют прямые и обратные связи. Благодаря тому или иному характеру человек начинает заниматься определенным видом деятельности, у него формируется определенный образ жизни. Но, с другой стороны, образ жизни также может влиять на характер.

Классификация черт характера

Первая классификация - по психическим процессам.В этом случае черты характера делят на:

· эмоциональные: эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность, отзывчивость, доброта, жестокость идр.;

· волевые: настойчивость, самостоятельность, неуверенность, реши­тельность, смелость и др;

· интеллектуальные: любознательность, сообразительность, наход­чивость, легкомысленность, вдумчивость и др.

Однако следует отметить, что нередко проявления характера явля­ются комплексными по своей природе и не могут быть однозначно от­несены к разряду волевых, эмоциональных или интеллектуальных про­цессов (подозрительность, великодушие, щедрость). Кроме того, за пределами данной классификации останется ряд черт характера, опре­деляющие нравственные качества человека. Поэтому, возможно, имеет смысл ввести в данную типологию четвертый тип черт характера - мо­ральные, к которым относятся такие свойствачеловека, как доброта, отзывчивость, эгоистичность.

Вторая классификация - по направленности личности.В этом слу­чае выделяют три группычерт характера, которые связаны с:

· отношением к окружающему миру (принципиальность, беспринципность);

· отношением к деятельности (добросовестность, лень, трудолю­бие, амбициозность);

· отношением к людям(общительность, чуткость, вежливость,эго­изм, альтруизм).

Типология характеров строится на предположении о наличии у лю­дей определенных типических черт - общих у некоторой группы лю­дей. В этом смысле под типом характера понимается выражение в ин­дивидуальности человека черт, типичных для группы людей с данным характером

Типы характера

Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделить общий способ адаптации личности к социальной сре­де - социальный тип характера человека.При определении ти­па характера мы выделяем то, что определяет общий стиль жиз­недеятельности индивида, обобщенный способ поведения в соци­ально значимых ситуациях.

На этой основе выделяются следующие типы характе­ров:

1. Гармонически целостный тип— отличается устойчивостью отношений и в то же время высокой приспособленностью к ок­ружающей среде. У человека с таким типом характера отсутствуют внутренние конфликты, его желания совпадают с тем, что он делает. Это об­щительный, волевой, принципиальный человек. Люди с гармонически целостным характером сохраняют систе­му своих ценностей во всех трудных обстоятельствах жизни. Это тип волевого борца за свои идеалы и принципы. Не приспособ­ленчество, а изменение реальности сообразно своим идеа­лам — таков способ адаптации этих людей.

2.Тип внутренне конфликтный, но внешне согласованный со средой - отличается противоречивостью между внутренними по­буждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением. Человек с таким типом характера склонен к импульсивным Действиям, однако они постоянно сдерживаются волевыми уси­лиями. Система его отношений устойчива, но коммуникативные свойства недостаточно развиты. Люди такого типа имеют слож­ную систему соотнесения своей ценностной ориентации с усло­виями реальной действительности. Разлад с внешним миром эти люди преодолевают путем внут­ренних тактических перестроек, психологической защиты, обесце­нивая текущие события, не вписывающиеся в их ценностную систему, сохраняя базовые ценности, но не стремясь активно из­менить внешние обстоятельства. Это тип отрешенного от повсе­дневной борьбы мудрого созерцателя.

3.Конфликтный тип с пониженной адаптацией - отличается конфликтностью между эмоциональными побуждениями и соци­альными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных свойств, недостаточной структурированностью самосознания. Отдельные связи с миром у людей данного типа не включены в какую-либо общую поведенческую систему. Жизнь таких лю­дей проходит по упрощенной схеме: их изменчивые потребности должны, по их собственному мнению, немедленно удовлетворять­ся без особых усилий.

Психика таких индивидов не обременена большим опытом, их не заботит и будущее. Они не закалены в борьбе за существова­ние. В детстве они, как правило, подвергались гиперопеке, были окружены чрезмерной заботой окружающих людей. Они отлича­ются инфантильностью, неприспособленностью к преодолению жизненных трудностей.

Основной механизм их жизнедеятельности — удовольствие (ге­донизм). Все трудные ситуации люди такого типа воспринимают как остроконфликтные и прибегают к бессознательной психоло­гической псевдозащите - искаженному отражению действительно­сти (капризы, упрямство, уход в мир грез и бесплодных мечта­ний).

4.Вариативный тип характера - внешне приспосабливающий­ся к среде в результате неустойчивости позиций, беспринципности; свидетельствует о низком уровне развития личности, об от­сутствии у нее устойчивого способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество - суррогат пластичности поведения. Люди этого типа отличаются упрощенностью внутреннего ми­ра; их борьба за существование прямолинейна. Они не проявля­ют сомнений и колебаний в достижении утилитарных целей, не имеют особых внутренних ограничений. Им известен только один вид препятствий - внешние. Действительность озадачивает их лишь вопросами «технического» характера — как добиться, как достичь возможно большего количества сиюминутных благ. Приспособление, прилаживание, подгонка внутреннего мира к внешним обстоятельствам - таков общий способ адаптации этих людей.

Акцентуация черт характера

Трудность описания черт характера состоит в том, что каждая черта имеет много градаций, постепенно переходя уже в другую черту, часто противоположную: эгоист - альтруист; добрый - жадный; деликатный - грубый. Иногда между ними имеется много градаций, и по мере количествен­ного изменения черты характера она постепенно переходит в свою про­тивоположность.

Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нор­мы, возникает акцентуация характера (крайний вариант нормы как результат усиления отдельных черт). При этом у индивида появляется повышенная уязвимость к одним стрессовым факторам при устойчи­вости к другим. Это может приводить к психопатии.

Важнейшие типы акцентуации характера:

· интровертный тип - замкнутость, затруднение в общении, уход в себя;

· экстравертный тип - жажда общения, говорливость, непостоян­ство увлечений;

· сензитивный тип - повышенная чувствительность, пугливость, застенчивость;

  • демонстративный тип - эгоцентризм, потребность в постоянном внимании, восхищении и сочувствии, лживость, склонность к по­зерству и рисовке.

6. Способности – этоиндивидуально-психологические особенности и свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Термин «способность» многими авторами трактуется неоднозначно. В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего на основе следующего подхода: способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Особенности способностей

1. Способности развиваются на основе задатков - психофизиологиче­ских особенностей человека.

2. Если способность не развивается, то со временем она может быть утрачена.

3. Отдельные способности могут частично компенсировать отсутствие других способностей.

4. Всякая деятельность сложна и многогранна. Соответственно, способности имеют синтетический характер. Например, способность к му­зыке нельзя свести только к музыкальному слуху. Для проявления данной способности нужны еще чувство ритма, гармонии, стремление к прекрасному, трудолюбие и т. д.

Развитие способностей

Морфо-физиологической базой для развития способностей являются задатки. Развитие способностей начинается с пер­вых дней жизни и может продолжаться всю жизнь. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов: подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей; становление задатков; достижение соответствующего уровня способности.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созревани­ем необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Он обычно охватывает период от рождения ребенка до 6-7 лет. Становление специальных способностей начинается в дошкольном детстве и продолжается в шко­ле, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию этих способностей помогают различного рода игры детей, затем существен­ное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятель­ность, особенно если они имеют творческий характер. Оценить, на­сколько развиты способности у ребенка, можно по динамике их развития - то есть по скорости освоения той или иной деятельности. Для развития способностей ребенка нужны определенные условия: 1) творческий характер деятельности; 2) высокая мотивация и положительный эмоциональный настрой в ходе деятельности; 3) оптимальный уровень ее трудности для исполнения.

Реально судить о способностях ребенка можно по совокупности сле­дующих показателей:

· скорость продвижения учащегося в овладении соответствующей деятельностью;

· качественный и количественный уровень достижений;

· склонность к занятиям данной деятельностью;

· цена успехов (соотношение достижений иусилий, затрачиваемых для достижения этих результатов).

Классификация способностей.

Способности делятся на две большие группы:

1. Природные: психомоторика, восприятие, память, внимание, способность к элементарной коммуникации, мышлению и др.

2. Специфические: обусловленные социальной средой, они могут подразделяться на а) общие (определяют успешность человека в различных видах деятельности, н-р, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми)

б) специальные (определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для которых необходимы задатки особого рода и их развитие):

- т ворческие способ­ности определяют успешность созда­ния предметов материальной и духовной культуры, производство новых вещей и идей;

- учебные – определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков;

- теоретические – предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям;

- практические - предопределяют склонность человека к конкретным практическим действиям.

Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга.

Уровни развития и проявления способностей.

При первом подходе к данному вопросу выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития способностей, обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей че­ловек создает новое, оригинальное.

При другом подходе к уровню развития способностей можно выявить градацию их развития от слабо развитых или еще не развитых способ­ностей до их высшего развития

Задатки - это врожденныеанатомо-физиологические особенности организма, гл. особенности ЦНС, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей. В противовес распространённой в зарубежной психологии концепции врождённых способностей большинство отечественных психологов рассматривают способности как прижизненные образования, формирующиеся в деятельности. Такой подход не исключает признания врождённых задатков, лежащих в основе развития способностей. В качестве задатков могут выступать: типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования временных связей, их прочность, сила сосредоточенного внимания, умственная работоспособность и т.д.; индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.п. Задатки являются важным, но недостаточным условием развития способностей. При отсутствии соответствующих внешних условий и адекватной деятельности способности могут и не развиться даже при наличии благоприятных задатков. Многозначность задатков проявляется в том, что на их основе в зависимости от внешних обстоятельств (в частности, пед. воздействия) могут сформироваться различные способности. При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребёнка могут формироваться очень рано и развиваться быстро, что создаёт иногда иллюзию врождённости способностей. Однако отсутствие ранних достижений свидетельствует не об отсутствии способностей, а скорее о не вполне адекватных условиях для реализации задатков.

Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности.

Одарённость - это высокий уровень развития способностей человека, сочетание различных развитых способностей, обуславливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или нескольких областях.

Талант – высокая степень одарённости, являющаяся предпосылкой выдающихся достижений в деятельности.

Гениальность – наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно нового, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: