Концепция русского исторического процесса у Ключевского развивалась и оттачивалась десятилетиями. Особенно серьезные изменения в понимании соотношения роли народа и государства произошли в процессе его работы над докторской диссертацией «Боярская дума».
Народу как понятию этническому и этическому Ключевский отводил в своей концепции роль основной силы в истории образования и развития государства. «...Мы заставляем Россию столько раз умирать, переживать столько метапсихозов только потому, что сосредотачиваем свое внимание исключительно на технике ее правительственной машины, надеемся разглядеть общество, смотря на него сквозь сеть правивших им учреждений, а не наоборот». Между государством и народом находится элита. Государственное строительство сопряжено с периодической сменой элит. Рассматривая обстоятельства успеха или, наоборот, неудачи, Ключевский считал обязательным учитывать наличие или отсутствие «вкуса к власти», осознания необходимости упрочения политических прав правящим классом. Он изучал средства и механизмы реализации элитой ее притязаний, умения влиять на общество, анализировать соответствие реальных интересов и деклараций. Счеты и ссоры внутри элиты и отсутствие внимания к проблеме взаимоотношений элиты с государством, с одной стороны, и народом — с другой, неумение тщательно выстраивать линию взаимоотношений по этим двум направлениям вели к потере элитой своего господствующего положения. «Правящая знать оказалась на низшем уровне понятий сравнительно со средними служилыми классами, своими ближайшими исполнительными органами — участь, обычно постигающая общественные сферы, высоко поднимающиеся над низменной действительностью». Государство, по мнению Ключевского, опирается на устойчивые общие интересы, на широкие общественные связи.
|
|
Для каждой эпохи, любого эпизода или действовавшего лица Ключевский умел находить, красочный, запоминающийся образ или точное понятие, так или иначе обращенное к национальному и общественному самосознанию. Историк апеллировал к историческому чувству читателя: «Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».
Исследование феномена народной памяти, по мнению Ключевского, открывало историку пути познания прошлого, особенно глубокого прошлого: «Начало истории народа... надобно искать, прежде всего, в памяти самого народа. Первое, что запомнил о себе народ, и должно указывать путь к началу его истории». Его интересовали механизмы сохранения народной памяти (народного отношения) «сквозь века» по отношению к конкретным людям, явлениям и событиям. Народное отношение к Киеву Ключевский объясняет тем, что перелетные птицы Русской земли, князья со своими дружинами, всюду разносили семена культуры, какая росла и расцветала в средоточии земли, в Киеве. «Таким образом, в разные углы России вносились обстановка и формы жизни, снятые с одного образца». «Все устроялось по-киевски». «Таким образом, и руководителем местной жизни служил Киев, источник права, богатства и знания и искусства для всей тогдашней Руси. Благодаря распространению князей по Русской земле совершалось известное обобщение житейских отношений, нивелировка местной жизни: во всех частях земли устанавливались одинаковые бытовые формы, одинаковые общественные вкусы и понятия».
|
|
Он искал и находил их «следы» (в народных обычаях, поверьях и пр.), давал им объяснение. И наоборот, в случае забвения, сам факт которого свидетельствует о незрелости конкретных народов, по Ключевскому, вступает в свои права исторический закон. В этом случае последний выступает в роли строгого, неумолимого дядьки и бывает даже их палачом, когда «глупая детская строптивость переходит в безумную готовность к историческому самозабвению». Историк размышлял о механизмах поддержания исторической памяти. Для современников определяющим было личное впечатление. Они оставляли после себя историческое воспоминание, которое со временем тускнело. Церковная память превращала, по мнению Ключевского, впечатление в привычное, поднимающее дух, настроение, «этим настроением народ жил целые века; оно помогало ему устроить свою внутреннюю жизнь, сплотить и упрочить государственный порядок». При рассмотрении понятия о народе он придавал особое значение его этнической и ментальной составляющим, а также национальному самочувствию в конкретные исторические эпохи (религиозному и государственному).
Понятия «Русская земля» и «русский народ»
Ключевский рассматривал народ в историческом процессе как совокупную личность. Взаимоотношением человека с природой он объяснял психологический склад великороссов (отдельного человека и всего народа). Природа направляла его хозяйственную жизнь, что собственно и составляло по мнению историка основу исторического процесса.
Общеземское чувство, писал Ключевский, заставляло князей разных русских местных центров «вступиться за обиду своего времени, за землю Русскую». «Тоска разливается по всей Русской земле» — так распространялась весть о поражении русских полков («Слово о полку Игореве»). «Везде Русская земля, и нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ». «Пробуждавшееся чувство народного единства цеплялось еще за территориальные пределы земли, а не за национальные особенности народа».
«Народ — понятие слишком сложное, заключающее в себе духовно-нравственные признаки, еще не дававшиеся тогдашнему сознанию...» «Пробуждалось уже помышление о нравственной ответственности перед отечеством наравне со святыней».
Принятие христианства стало важным фактором культурного роста народа: «Печерский монастырь был собирательным фокусом, объединявшим рассеянные лучи русской жизни, и при этом сосредоточенном освещении наблюдательный инок мог видеть тогдашний русский мир многостороннее, чем кто-либо из мирян».
«Рядом с общественным делением по правам и имущественной состоятельности церковь вводила свое деление, основанное на иных началах. Она соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, житейского назначения, религиозно-нравственного служения, или во имя чувства сострадания и милосердия. При таком составе церковное общество являлось не новым государственным сословием с духовенством во главе, а особым обществом, параллельным государственному, в котором люди разных государственных сословий соединялись во имя равенства и религиозно-нравственных побуждений». Трудным делом церкви в устройстве семьи было установить в ней новые — христианские — юридические и нравственные — начала.
|
|
Важнейшей идеей для начального периода русской истории Ключевский считал идею славянского единства, которая требовала большого напряжения мысли: «Русский бытописатель помнил роковой исторический момент, с которого началось разрушение славянского единства...» Речь шла об утверждении венгров на среднем Дунае в начале X в., разорвавшее связи между западными и южными славянами. Ключевский высоко оценивает русских летописцев и русское общество: «Замечательно, что в обществе, где сто лет с чем-нибудь назад еще приносили идолам человеческие жертвы, мысль уже училась подниматься до сознания связи мировых явлений». Идея единства рассматривалась Ключевским как созидательная.
«Карпаты были общеславянским гнездом, из которого впоследствии славяне разошлись в разные стороны». «Итак, прежде чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах; здесь была промежуточная их стоянка» (пятивековая). В начале нашей истории, по мнению Ключевского, стоял военный союз, который складывается у восточных славян на Карпатах в VI в. под предводительством князя дулебов.
«Вторым начальным фактором нашей истории», по терминологии В. О. Ключевского, стало расселение восточных славян по русской равнине, вызванное аварским нашествием.
Родовое имя славян известно с VII в. Это первый рубеж, с которым связано обособление восточной ветви славянства от западной. До этого времени судьбы тех и других складывались «в тесной взаимной связи, в зависимости от одинаковых или сходных обстоятельств и влияний». К этому времени под воздействием обстоятельств и влияний у славян уже заметны «признаки их внутреннего видового разделения, местного и племенного».
|
|
VII век был временем утверждения хазар в южнорусских степях, ставших торговыми посредниками между русскими славянами и Востоком.
К половине XI в. Русское государство еще не являлось государством русского народа; еще не существовало самого этого народа, были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Не было еще связи нравственной (христианства), распространявшейся медленно. Население Русской земли было связано «механически»: княжеской администрацией с ее посадниками, данями и пошлинами. До половины XI в. Ключевский считал единовластие политической случайностью, а не политическим порядком. Если между отцом и сыном действовало семейное право, то оно не распространялось на братьев. Этим историк объясняет усобицы между сыновьями Святослава и Владимира.
«...Княжеский род стал элементом единства Русской земли. Естественное преемство поколений сообщило потомству Владимира Святого вид династии, платным сторожам Руси дало монополию наследственного правления землей».
Русская земля была генеалогической федерацией. В русской земле «действовали связи, соединявшие эти части в одно целое; только эти связи были не политические, а племенные, экономические, социальные и церковно-нравственные. Не было единства государственного, но завязывалось единство земское, народное. Нитями, из которых сплеталось это единство, были не законы и учреждения, а интересы, нравы и отношения, еще не успевшие облечься в твердые законы и учреждения». Ключевский выделил четыре категории таких связей: 1) взаимное невольное общение областей, вынужденное действием очередного порядка княжеского владения, 2) общеземский характер, усвоенный высшими правящими классами общества, духовенством и княжеской дружиной, 3) общеземское значение Киева как средоточия Руси не только торгово-промышленного, но и церковно-нравственного и 4) одинаковые формы и обстановку жизни гражданского порядка, устанавливавшиеся во всех частях Руси при помощи очередного порядка княжеского владения.
Княжеский круговорот втягивал в себя местную жизнь, местные интересы областей, не давая им слишком обособляться. Области эти поневоле вовлекались в общую сутолоку жизни, какую производили князья. Они еще не были проникнуты одним национальным духом, сознанием общих интересов, общей земской думой, но, по крайней мере, приучались все более думать друг о друге, внимательно следить за тем, что происходило в соседних или отдаленных областях... Создавалось общее настроение, в котором первоначально отчетливо сказывалось, может быть, только чувство общих затруднений, но которое со временем должно было переработаться в сознание взаимных связей между всеми частями Русской земли.
Зарождение русской народности Ключевский связывает с пробуждением в русском обществе чувства земского единства, чему, с его точки зрения, содействовали первые киевские князья, «с таким успехом трудившиеся» над политической цельностью и государственным единством Русской земли. Здесь Ключевский ищет разгадки сочувственного отношения к старой Киевской Руси со стороны нашего народа и нашей историографии. Ничем иным Киевская Русь «со своей неурядицей, вечной усобицей князей и нападениями степных поганых» не могла, по мнению Ключевского, заслужить «благодарное воспоминание в народе», как о «колыбели русской народности». «Народ доселе помнит и знает старый Киев с его князьями и богатырями, с его св. Софией и Печерской лаврой, непритворно любит и чтит его, как не любил и не чтил ни одной из столиц, его сменивших, ни Владимира на Клязьме, ни Москвы, ни Петербурга». «Люди вообще не равнодушны к временам, исполненным чувства и движения».
«Сами участники движения, наверное, выносили несколько иное впечатление из шума, какой они производили и переживали. Они видели себя среди все осложнявшихся затруднений и опасностей, внутренних и внешних, и все сильней чувствовали, что с этими делами им не справиться разобщенными местными силами, а необходимо дружное действие всей земли. Необходимость эта особенно живо должна была чувствоваться после Ярослава и Мономаха», — писал В.О. Ключевский.
«Историческая эпоха, в делах которой весь народ принимал участие и через это почувствовал себя чем-то цельным, делающим общее дело, всегда особенно глубоко врезывается в народной памяти». Историк проследил эволюцию народного чувства и отношения к власти: «О Владимире он забыл, да и в свое время мало знал его; Москва была тяжела народу, он ее немножко уважал и побаивался, но не любил искренно; Петербурга он не любит, не уважает и даже не боится».
Ключевский высоко оценивал проникновение христианства на Русь. С ним пришли новые политические понятия и отношения: византийское понятие о государе, поставленном от Бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка.