Потребности – один из основных источников активности личности. Потребность выражает зависимость личности от конкретных условий существования
Потребности характеризуются следующими признаками.
- Любая потребность имеет свой предмет, т.е. она всегда есть осознание нужды в чем-либо.
- Потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того в каких УСЛОВИЯХ и каким СПОСОБОМ она удовлетворяется
- Потребность обладает способностью воспроизводиться.
А. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно проявляются и сопровождают личностное развитие семь классов потребностей.
Потребности могут приобретать разную форму. Например, осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму Влечения (недостаточно осознанную). Установка – неосознаваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. (какой-либо деятельности, интерпретации чего-либо).
|
|
Если потребности осознаются – они приобретают форму мотивов.
Мотив – осознаваемые потребности личности. В широком значении под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению. (Часто встречается выражение «Найти Мотив преступления») В узком смысле – осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения, и о целях поведения, которое может ее удовлетворить.
Когда мотивы не осознаются человеком, т. е., когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении – в форме переживания, желания, хотения.
Мотивы классифицируются по разным основаниям.
- По отношению к самой деятельности:
Внешние мотивы – не связаны с самой деятельностью (на примере учебной деятельности – хорошая оценка, похвала). Выделяют Внешние мотивы – общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед родными и т.д.) и Внешние мотивы - личностные: мотивы оценки, благополучия, самоутверждения
Внутренние мотивы – непосредственно связаны с содержанием деятельности (желание понять разобраться в изучаемом материале, повысить свой уровень знаний). Выделяют процессуальные - интерес к процессу деятельности; результативные – интерес к результату деятельности, в том числе и познавательный и саморазвития – ради каких либо своих качеств, способностей.
Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что очень часто побуждается несколькими мотивами – т.е. – полимотивирована. Мотивация – процесс увязывающий воедино мотивы деятельности (упрощенно).
|
|
Мотивация не только побуждает человека к деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например: первоначально социальные мотивы («пишу доклад, потому что поручили и не хочется никого подводить») заменяются (дополняются) познавательными (материал вызвал интерес). Говорят о механизме «сдвига мотива на цель» (Ф.Олпорт, А.Н. Леонтьев).
Эмоциональная сфера личности.
Познавая действительность, человек так или иначе относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, другим людям, к своей личности. Одни явления его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают и т. д. Радость, печаль, гнев, и др. – это различные виды субъективного отношения человека к действительности – эмоции.
Эмоции – психические процессы переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности.
Причины возникновения:
- Недостаточность приспособительных возможностей. Эмоция возникает, т.к. человек не может (или не умеет) дать адекватный ответ на стимуляцию (ситуации, отличающиеся новизной, необычностью, внезапностью).
- Избыточная мотивация в социальном поведении (значимое, социально непонятное, социально нежелательное поведение) и избыточная мотивация не находящая применения (перед действием, после действия)
Традиционным считается деление эмоций на положительные и отрицательные.
В соответствии с информационной теорией эмоций, Знак эмоции (+ или -) зависит от разницы имеющейся и ожидаемой информации). В ряде случаев знание, информированность могут изменять эмоциональный настрой личности.