Экологический контроль транспорта и грузов

В пунктах пропуска через государственную границу Украины, таможнях отправления и назначения из девяти видов контроля проводится также экологический. Следует отметить, что специалисты территориальных подразделений Минэкоресурсов проводят экологический контроль транспортных средств, грузов, которые содержат промышленное сырье, отходы производства, товары химической промышленности, радиоактивные и другие опасные для окружающей среды и здоровья людей вещества, средства защиты растений, удобрений и т.п.

Сейчас экологический контроль проводится в 120 пунктах пропуска через государственную границу. Посты экологического контроля функционируют в 47 пунктах пропуска для автомобильного транспорта, 34 морских и речных портах, 16 аэропортах и 23 железнодорожных станциях. Полномочия относительно обеспечения экологического контроля в пунктах пропуска возложены на министерство в соответствии с Комплексной программой развития государственной границы Украины для предупреждения незаконного ввоза на территорию государства опасных отходов, продуктов биотехнологии, отравляющих веществ, которые могут вызвать возникновение техногенных аварий, катастроф и т.п.

Экологический контроль, замечу, проводится как при импорте грузов, так и при экспорте и транзите. Причем только один раз. А это значит, что в случае, если инспекторы провели экологический контроль в пункте пропуска "Тиса", то в пункте пропуска "Бачевск" он уже не будет проводиться. Экологический контроль осуществляется также с целью соблюдения требований международных Соглашений и Конвенций. В частности, что касается международной торговли видами дикой фауны и флоры, которые находятся под угрозой исчезновения (конвенция СIТЕС), трансграничной перевозки отходов, международной перевозки опасных грузов (конвенция Д0П0Г) и т.д.

В целях упрощения процедуры экологического контроля в пунктах пропуска, ускорения прохождения грузов и транспортных средств, обеспечения более эффективного контроля за соблюдением требований экологической безопасности во время внешнеэкономических операций постановлением Кабинета Министров от 26.10.2001г. № 1-429 "0б осуществлении экологического контроля в зоне деятельности таможен назначения и отправления" предусмотрено поэтапное введение в действие постов экологического контроля на внутренних таможнях.

Согласно приказу Минэкоресурсов от 08.04.2002 года № 141 утвержден перечень пунктов пропуска через государственную границу, где признано нецелесообразным существование 15 постов экологического контроля. Через эти пункты пропуска поток транспортных средств и грузов, подконтрольных нашей службе, небольшой. Здесь преимущественно перемещаются через границу легковые автомобили, которые не подлежат экологическому контролю (согласно постановлению Правительства № 1788, вступившему в силу 3 января 2002 года).

В зоне деятельности таможен назначения и отправления создано уже 87 постов экологического контроля

Согласно требованиям "Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен", утвержденного приказом Минэкоресурсов от 08.09.1999 г. № 204, проверке подлежат документы, наличие которых предусмотрено международными соглашениями для перевозок любым видом транспорта, в том числе автомобильным:

транспортная накладная для соответствующего вида транспорта - международная товаротранспортная накладная (СМR);

контракт (только в случае проведения экологического контроля в зоне деятельности региональных таможен и таможен);

счет - фактура (invoice, account, final invoice, Rechnung и т.п.);

разрешение (лицензия) на ввоз, вывоз, транзит экологически опасных грузов ИЛИ ОТХ0Д0В;

сертификат качества (при условии импорта);

сертификат соответствия (при условии импорта);

сертификат экологического контроля (для экспортируемого металлолома);

карантинный (фитосанитарный) сертификат (для древесины и изделий из нее).

Причем дубликаты сертификатов должны быть заверены в установленном порядке.

К этому перечню, в случае необходимости, во время экологического контроля перевозчики или владельцы груза должны также подавать Экологическую декларацию; протокол (сертификат) радиационного обследования; "Лист безопасности", который выдается фирмой - производителем, если перевозятся пестициды и агрохимикаты, разрешение или заключение Минэкоресурсов Украины на трансграничную перевозку отходов; разрешение Минэкоресурсов на транспортировку по территории Украины грузов, содержащих отравляющие вещества, продукты биотехнологий и т.п.; письмо - разъяснение, что продукция не содержит озоноразрушающих веществ,

Экологическая декларация (ЭД) и ее форма введены в действие приказом Минэкобезопасности от 08.09-1999 г. № 204 "0б утверждении Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную границу и в зоне деятельности региональных таможен и таможен" (зарегистрирован в Минюсте 15.11.1999 г. № 7849080), порядок оформления которой утвержден начальником Государственной экологической инспекции Минэкоресурсов Украины 13.11.2001г.

Экологическая декларация является официальным документом, который удостоверяет соответствие груза требованиям природоохранного законодательства, нормам и правилам экологической безопасности. Применение другой формы ЭД запрещается.

0формление ЭД при экологическом контроле транспортных средств и грузов производится в зоне деятельности таможни отправления, странах экспортерах крупных партий грузов, в морских и речных портах (во время разгрузки судов).

0фициальные бланки ЭД выдаются территориальными органами Минэкоресурсов по устным обращениям заинтересованных лиц. ЭД заполняет владелец груза, грузоотправитель, перевозчик, грузополучатель или экспедитор транспортно-экспедиторской организации (декларант) в двух экземплярах на каждую партию груза. Такая декларация предоставляется в комплекте с другими документами на пост экологического контроля.

Первый экземпляр ЭД остается у декларанта, а второй - на посту экологического контроля. В морских и речных портах ЭД заполняется на каждую судовую партию груза, которая потом перегружается на автомобильный или железнодорожный транспорт.

ЭД считается оформленной, если проведены два этапа экологического контроля и госинспектор поставил на ней печать поста экологического контроля и штамп "ВВ0З/ВЫВ0З РАЗРЕШЕН". 0формленная ЭД регистрируется в специальном журнале под порядковым номером и хранится один год на посту экологического контроля. После окончания срока хранения ЭД уничтожается.

Декларант, следует подчеркнуть, несет ответственность за достоверность информации, которая указывается в ЭД. Госинспектора постов экологического контроля, кстати, не имеют права заполнять ЭД либо вносить в нее изменения и дополнения.

В ЭД указывается:

Дата и место заполнения ЭД.

Полное название, адрес и реквизиты владельца груза, его отправителя и получателя.

Категория груза определяется по классу токсичности буквенным индексом в соответствии с требованиями Г0СТа 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка". В последней графе указывается перечень документов, которые предоставлены госинспектору на рассмотрение при проведении экологического контроля и наличие которых предусмотрено соответствующими постановлениями Кабинета Министров Украины, другими нормативными документами и международными соглашениями относительно перевозок соответствующим видом транспорта.

Сведения о происхождении груза (место изготовления, создания), место назначения, цель ввоза/вывоза, место, условия и сроки хранения.

Экологическая безопасность (опасность) для окружающей среды.

Название, марка, регистрационный номер транспортного средства, осуществляющего перевозку, его принадлежность.

Фамилия и инициалы лица, заполняющего декларацию. В случае если физическое лицо является представителем юридического лица, оно должно предоставить доверенность этого юридического лица, которая подтверждает ее полномочия.

Пункт 8 ЭД в связи с вступлением в силу Закона Украины "0 введении единого сбора, взимаемого в пунктах пропуска через государственную границу Украины" не заполняется.

После завершения экологического контроля госинспектор должен подписать ЭД, поставить печать поста экологического контроля и штамп "ВВ0З/ВЫВ0З РАЗРЕШЕН".

При изменении вида транспорта на другой (автомобильный, железнодорожный), с целью дальнейшей транспортировки по территории Украины судновой партии груза из морского и речного порта, либо экспорте груза на нескольких транспортных средствах (вагонах), в пакете документов на каждое транспортное средство (вагон) должна находиться заверенная копия ЭД.

Для получения заверенных копий ЭД декларант (с необходимым их количеством) обращается к начальнику поста экологического контроля, в котором выдан ее оригинал.

Начальник поста экологического контроля, сравнив копии с оригиналом, в нижней части копии Экологической декларации, в соответствии с предоставленными документами на транспортное средство, записывает:

"действительно ____________ на груз ____________________________________

(название и код согласно УКТВЭД)

в количестве ____________ тонн,

загружен в автомобиль (вагон) государственный № _______________________

прицеп № _________________ (при наличии)"

после чего заверяет ее собственной подписью и печатью поста экологического контроля.


3. ФОРМЫ И УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ В ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Условия сделки по аккредитиву

Наибольший эффект возникает при аккредитивной форме оплаты для сделок на условиях CIF (рис.1.).

Схема взаимодействия при аккредитиве

Исполняющий 5 Банк

банк 1 эмитент

           
     
 
 


оформляемые

документы

счет-фактура

страховой 4 1 1 6 7

полис

коносамент

Продавец 2 Покупатель

бенефициар плательщик

грузоотправитель грузополучатель

       
 
   


9 10

3 8

Перевозчик

 
 


Рис.1.

1. По аккредитиву при передаче документов выполняется оплата. Аккредитив открывается за средства покупателя, при непокрытом аккредитиве банк предоставляет краткосрочный коммерческий кредит. Это дает гарантию оплаты и получения документов.

2. Соглашение о купле-продаже.

3. После действительной погрузки капитан выдает, подписывает коносамент. Экспедитор не выдает коносаменты, так как они не принимаются банками.

4. Комплект документов передается банку бенефициара, грузоотправителя с отметками номера аккредитива, счета. На их проверку банку требуется 3 – 5 дней. Затем банк оплачивает сделку.

5. Коносамент индоссируется в пользу банка – эмитента и пересылается курьерской почтой.

6., 7. Коносамент индоссируют в пользу покупателя.

8. Груз выдается по предъявлению коносамента. Возможна выдача груза по бессрочной безотзывной гарантии первоклассного банка на 200 % стоимости груза в месте доставки или под гарантию фрахтователя, выданную по форме клуба P&I.

9. Прием груза.

10. Выдача груза /4, с.8-12/.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: