Автосцепка СА-3предназначена для автоматического сцепления подвижных единиц при их нажатии или сооударении. Основной частью типовой автосцепки СА-3 (рис. 8, а) является корпус, имеющий пустотелую головку, в которой размещается механизм сцепления. Головка имеет двузубый нессимметричный контур.
Посредством тягового хомута 5 и клапана 4 автосцепка 1 соединяется с поглощающим аппаратом 6, амортизирующим ударение и тяговые усилия при передаче их на раму экипажа. Действующие на автосцепку тяговые усилия через клин 4 передаются хомуту, который перемещает корпус поглощающего аппарата к буферному брусу.
Рис. 8. Автосцепка СА-3 (а), ее механизм сцепления (б) и поглощающий аппарат (в)
Рис. 8 (б) Механизм сцепления:
1-замок, 2-замкодержатель, 3-предохранитель, 4-подъемник, 5-валик подъемника, 6-болт.
При этом пружины, находящиеся внутри поглощающего аппарата, сжимаются и усилие передается через плиту 9 на угольники 10 при ударных усилиях хвостовик автосцепки также сжимает пружины, воздействуя на них с другой стороны. Корпус поглощающего аппарата при этом упирается в угольники 7, укрепленные на раме машины. Корпус автосцепки поддерживается центрирующей балочкой 2, которая подвешена на двух маятниковых подвесках 3.
|
|
Механизм сцепления автосцепки (рис. 8, б) состоит из замка 1, замкодержателя 2, собачки 3, подъёмника 4, валика подъёмника 5, и болта 6, закрепляющего валик подъёмника. Замок 1 предназначен для замыкания автосцепки после того как малые зубья их головок под действием нажатия локомотива войдут в зевы автосцепок. У сцепленных автосцепок замкодержатели 2 и собачки 3 занимают положение, при котором исключается перемещение замков от толчков подвижного состава в обоих направлениях, т. е. предупреждает соморасцепление.
Размыкание автосцепок происходит только после утопания в зев головки одной автосцепки замка от поворота расцепного рычага. При этом соединённая с ним цепочка осушествляет поворот подъёмника 4 и изменяет положение собачки 3. при дальнейшем повороте подъёмника 4 освобождённый замок вводится внутрь полости головки и не препятствует выходу из зева малого зуба одной из автосцепок. Состояние автосцепок (сцеплены или расцеплены) определяют по сигнальному отроску замка: при расцепленном состоянии он должен выступать снизу из корпуса автосцепки, а при сцепленном его не видно.
Поглощающий аппарат автосцепки (рис. 8, в) состоит из корпуса 1, в котором заключены стянутые болтом 5 нажимной корпус 2, нажимная шайба 4 с фрикционными клиньями 3 и цилиндрические пружины 6 и 7. поглощающий аппарат амортизирует растягивающие и сжимающие усилия с одинаковой эффективностью. При сжатии поглощающего аппарата совершается работа, часть которой накапливается в виде потенциальной энергии от сжатых пружин 6 и 7, а большая часть переходит в тепло при трении фрикционных клиньев 3 о нажимной корпус 2 и корпус 1.
|
|
Проверки автосцепного устройства.
Автосцепные устройства осматривают, не снимая с машины, проверяют крепление клина 2, убеждаются в отсутствии трещин в хомуте 1 и хвостовике 3 (рис 8, г).
Действие расцепного привода проверяют, поворачивая ручку 7: замок 4 должен полностью уйти внутрь головки. Подвижность замка определяют, нажимая на него рукой: он должен свободно входить в головку автосцепки и возвращаться под действием собственного веса в исходное положение.
Работоспособность предохранителя (против саморасцепа) устанавливают, нажав правой рукой на лапу замкодержателя 5, а левой рукой на замок, который должен остаться в первоначальном положении.
Действие всего механизма автосцепки проверяют, повернув балансир валика 6 до отказа; при этом замок утопает в головке автосцепки. Затем нажимают на лапу замкодержателя, а балансир валика отпускают: замок должен остаться в головке. Подвижность автосцепки в горизонтальной плоскости определяют покачиванием.
Рис. 8 г. 1-хомут; 2-клин; хвостовик; 4-замок; 5-замкодержатель; 6-балансир валика; 7-рычаг.