Массовость моды

Элитная культура. Высокая мода. Прет-а-порте.

Мода и массовое общество. Популярная культура.

Тема 6. Мода как элемент массовой культуры.

Массовый характер процессов материального и духовного производства, их результатов, распространения и усвоения обусловил не только необходимость, но и возможность возникновения, развития и функционирования моды в качестве реального регулятора поведения широких социальных слоев. Именно в следствии массовости существует определенная избыточность культурных образцов, без которой невозможны изменения в сфере модных стандартов и объектов.

В социуме распространение моды является результатом как планомерной, организованной деятельности, так и спонтанного процесса - самоорганизации. Планомерную деятельность начинает творец - автор нового культурного образца (иногда сознательно ориентирующийся на запросы референтной группы). Его идею в виде законченного продукта воплощает изготовитель. А возможность включения нового культурного образца в жизнь общества обеспечивает "размножитель", тиражирующий этот продукт. Планомерную деятельность продолжают "распространители", рекламируя продукт, организуя систему сбыта, проката и прочее. Стихийное становление моды, непосредственно не зависящее от усилий авторов и "распространителей", определяется типом социальной среды, в которой распространяется: новый культурный образец. Следуя А.Б. Гофману, выделим три возможных типа социальной среды: "Толпа"; "Конгломерат"; "Публика".

"Толпа" представляет собой относительно кратковременное, внутренне не организованное скопление людей,. объединенных пространственной близостью, каким-либо внешним стимулом и эмоциональной общностью. Относительная простота и легкость модной: коммуникации в толпах обусловлены такими; факторами, как простота формирования толпы; ее "открытость" и возможность быстрой смены участников, непосредственность и плотность физического контакта между индивидами в толпе. Вследствие этих особенностей, распространение модных образцов в толпе происходит быстро, спонтанно, инстинктивно, слабо систематизировано. В ходе коммуникации они смешиваются и искажаются.

"Конгломерат" представляет собой кратковременное аморфное множество людей, связанных между собой только близким расположением в физическом пространстве без какого-либо иного объединяющего начала. Примером такого множества; могут служить прохожие на определенном участке городского пространства или пассажиры; в городском транспорте. Члены "конгломерата" воспринимают и транслируют культурные образцы с минимальными искажениями. Акт восприятия и передачи i сообщения в "конгломерате" совершается медленнее, чем в "публике", и главным образом сознательно (в противоположность инстинктивному характеру процессов в "толпе").

Общение в конгломератах способствует расширению круга приверженцев определенных модных стандартов, ускоряет распространение и принятие одних стандартов и соответственно отказ от других, стимулирует активность участия в моде. Поскольку обмен сообщениями' в конгломератах носит непродолжительный и поверхностный характер, этот вид массовых сообществ не может, играть решающей роли; в процессе модной коммуникации, то есть в распространении модных стандартов. Их роль состоит, главным образом, в подкреплении и стимулировании информации о модных стандартах, уже функционирующей и распространяющейся по иным, более эффективным каналам коммуникации.

Конгломераты и толпы в истории существовали, разумеется, всегда и везде. Новым историческим явлением, связанным с описанными выше процессами массовизации, стало развитие и широкое распространение такого вида массы, как публика.

"Публика" как разновидность массы в сравнении с толпой представляет собой в целом более устойчивое, менее подверженное действию случайности, менее эмоциональное и ситуативное образование. Люди в большей мере дистанцированы друг от друга, имеют больше возможностей дозировать поток воспринимаемых культурных образцов а, следовательно, критически их оценивать. В "публике" процесс распространения культурных образцов не столь быстр, как в "толпе", и сопровождается менее значительными их видоизменениями.

Значение публики в функционировании моды в целом исключительно велико и в дальнейшем будет возрастать. В отличие от конгломерата и толпы публика не только воспринимает, усваивает и распространяет модные стандарты, но и формирует их. Приписывает им в социально значимых масштабах модные значения. До тех пор пока какой-либо культурный образец не признан в качестве модного публикой, то есть, пока она не признала его в качестве знака модных ценностей, он не может считаться модным. Важную роль в формировании публики играют средства массовой коммуникации, которые выражают устремления различных социальных групп, и контроль над ними одновременно означает влияние на функционирование публики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: