Эстетическая организация элементов композиции.
Целесообразность.
Соответствие.
Устойчивость системы.
Порядок и организованность.
Мера.
Единство противоположностей.
Требования гармонии к композиции.
2.1. Связь – слаженность, прилаженность элементов друг к другу.
В композиции интерьера это:
А) функциональные связи, обеспечивающие удобство восприятия и жизнедеятельности человека;
Б) эстетические связи – построение произведения по законам красоты;
В) тектонические – художественное выявление работы конструкций.
Эти связи определяют функциональную, эстетическую и тектоническую организацию элементов композиции.
В композиции обязательно наличие противоположностей. Если противоположностей нет, композиция невыразительна и произведение не состоялось.
Критерием меры является идея произведения. Выразители меры – отношения и пропорции.
Порядок и организованность определяются идеей произведения.
Порядок проявляется в упорядочении, а организованность – в соподчинении элементов композиции.
Композиция должна быть уравновешенной.
2.6. Ясное строение системы, простота и логичность, как в целом, так и в частях. (Гениальное – всегда просто).
Это требование предполагает соответствие выбранных средств идее произведения.
Этот принцип предполагает оптимальный выбор средств, достаточных для выразительного выявления идеи произведения. Минимум средств – максимум выразительности.
Рассмотрим эстетическую организацию с позиций требований гармонии к композиции.
3.1. Первое требование – связь.
Это требование в силу своей значимости приобрело статус закона, который называется законом целостности.
Суть закона – произведение искусства должно восприниматься как единое целое (композиция не должна разваливаться на части). Оно должно быть таким, чтобы ничего нельзя было «ни убавить, ни прибавить»:- Альберти.
Главная черта закона – неделимость композиции: нельзя рассматривать композицию как сумму нескольких самостоятельных частей.
Неделимость композиции, в изобразительном искусстве, решается через нахождение ее конструктивной идеи. Конструктивная идея – это темное пятно на светлом фоне, либо светлое пятно на темном фоне. Форма пятна может быть как статичной, так и динамичной. Динамичная форма пятна придает композиции ощущение движения. Далее конструктивная идея разрабатывается. Выявляется центр внимания (композиционный центр), которому подчиняется периферия.
В архитектуре отдельные элементы композиции объединяются по «принципу пятна» - та же конструктивная идея.
1. Элементы разрознены. 2. Элементы объединяются по «принципу пятна». |
«Принцип пятна» - отдельные элементы воспринимаются как силуэты, стремящиеся слиться в единое изображение.
«Прием зрительного равновесия и тяготения масс»
1. Композиция не уравновешена. 2. Композиция делится на две части. 3. Уравновешенная композиция. |
1. Разрозненные элементы. 2. Меньший элемент тяготеет к большему. |
«Принцип хорошей формы»
Этот термин сформулировали конструктивисты. Хорошими или законченными формами являются правильные геометрические тела с максимальным количеством одинаковых параметров: шар, куб, многогранник; круг, квадрат, треугольник, правильный многоугольник, звезда и т.д.
«Законченность архитектурной структуры»
Впечатление законченности создают детали.
«Принцип замыкания перспектив»
1. Перспектива не замкнута. 2, 3. Различные приемы замыкания перспектив. |
Целостность – это единство формы и содержания, единство композиции и стиля.
Идея произведения определяет выбор формальных средств художественной выразительности (этим обеспечивается единство формы и содержания), а формальные средства художественной выразительности должны находиться в стилистическом единстве.
Стиль – это совокупность формальных средств художественной выразительности.
3.2. Второе требование – единство противоположностей.
В композиции обязательно наличие контрастов, иначе она будет невыразительной.
Контрасты могут быть:
a) По размерам;
b) По форме;
c) По цвету;
d) По фактуре и текстуре;
e) По массе.
3.3. Третье требование – мера.
Критерием меры является идея произведения. Выразители меры – отношения и пропорции.
Соразмерность элементов композиции проявляется в пропорциональной закономерности и архитектурном масштабе. (Пропорционирование – см. лекцию 4).
Архитектурный масштаб – это эстетическая характеристика величины архитектурного сооружения.
Масштаб архитектурного произведения зависит от расчлененности формы, ее пластической деталировки.
Чем меньше раздроблена, размельчена форма, тем крупнее архитектурный масштаб и наоборот, чем больше расчленена, раздроблена (более детализирована) форма, тем мельче архитектурный масштаб.
Менее расчлененная форма кажется более монументальной.
В архитектуре критерием для оценки абсолютных размеров формы является человек и детали, величина которых определяется его габаритами: ступеньки, ширина и высота двери, местоположение дверной ручки, расстояние от пола до окна и прочие величины, которые не могут изменяться в больших пределах.
3.4. Четвертое требование – порядок и организованность.
3.4.1. Порядок и организованность определяются идеей произведения.
Порядок проявляется в упорядочении, а организованность – в соподчинении элементов композиции.
Упорядочение элементов композиции осуществляется с помощью закономерностей: метр, ритм, симметрия.
Метр (метрический ряд) – повторение одинаковых элементов через одинаковые интервалы.
b |
b |
b |
b |
a |
a |
a |
a |
a |
a – элемент; b - интервал |
b b b b b
Ритм (ритмический ряд) – изменение элемента либо интервала, либо и элемента и интервала по определенной математической закономерности.
a – элемент; b - интервал |
b1 |
b2 |
b3 |
b4 |
a |
a |
a |
a |
a |
Изменяется интервал |
a – элемент; b - интервал |
Изменяется элемент |
b |
b |
b |
b |
a1 |
a2 |
a3 |
a4 |
a5 |
b1 |
b2 |
b3 |
b4 |
a – элемент; b - интервал |
a1 |
a2 |
a3 |
a4 |
a5 |
Изменяется и элемент и интервал |
Метрические ряды придают системе статичность, а ритмические – динамичность.
Симметрия
b |
b |
b |
b |
a |
a |
a a |
a |
a |
a – элемент; b - интервал |
Симметрия относительно оси |
Симметрия относительно точки |
Соподчинение – выявление главного, доминирующего элемента и подчинение ему всех остальных элементов композиции по степени их значимости.
3.5. Пятое требование – Устойчивость системы.
Композиция должна быть уравновешенной.
3.6. Шестое требование – Ясное строение системы, простота и логичность, как в целом, так и в частях. (Гениальное – всегда просто).
3.7. Седьмое требование – Соответствие.
Это требование предполагает соответствие выбранных средств идее произведения.