Впервые термин «инновация» появился в научных исследованиях культурологов еще в XIX веке и буквально означал введение некоторых элементов одной культуры в другую.
В 30-х годах XX века австрийский экономист Й. Шумпетер впервые использовал понятия «инновация», подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации в промышленности. При этом Й. Шумпетер основную роль движущей силы экономического развития общества отводил не характеру борьбы между капиталом и пролетариатом (по К.Марксу), а внедрению новшеств в хозяйство государства.
В ходе исследований выяснилось также, что источником прибыли может стать не только изменение цен и экономия на текущих затратах, но и радикальное обновление и смена выпускаемой продукции. Возможность обеспечения конкурентоспособности организации за счет изменения цены или снижения затрат всегда кратковременна и носит предельный характер. Инновационный подход оказывается более предпочтительным, поскольку процесс поиска, накопления и преобразования научного знания в физическую реальность, по сути, безграничен.
|
|
В работе «Теория экономического развития» (1911 г.) Й. Шумпетер выделил две стороны хозяйственной жизни:
· статическую (рутинный кругооборот связан с постоянным повторением и возобновлением производства - участвующие в нем организации из своего опыта знают принципы своего поведения, им легко предвидеть результаты своих действий и легко принимать решения, т.к. ситуация понятна);
· динамическую (инновационный кругооборот означает развитие - особое, различимое на практике и в сознании людей, состояние, которое действует на них как внешняя сила и не встречается в ситуации хозяйственного кругооборота).
Новшества в экономике внедряются, как правило, не после того как у потребителя стихийно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить нечто новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка. Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений:
1) изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
2) изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
3) изменения вследствие использования нового сырья;
4) изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
5) изменения вследствие появления новых рынков сбыта.