Литература
План
5.1. Системность в человеческом обществе.
5.2. Политическая система: вариативность подходов.
5.3. Как работает политическая система:
Коммуникации и возможные «поломки».
Функции политической системы.
5.4. Типы политических систем.
1. Белякович, Н. Н. Политология: учебное пособие / Н. Н. Белякович. – Минск: Дикта, 2008. – 407.
2. Бондарь, П. И. Политология – наука о политике: учебно-методический комплекс / П. И. Бондарь, Ю. П. Бондарь. – Минск: «Беларуская Энцыклапедыя імя Пятруся Броўкі», 2008. – 463 с.
3. История политических учений: учебник для вузов / под ред. О. В. Мартышкина. – Москва: Высшая школа, 2002. – 275 с.
4. Круглова, Г. А. Политология: учебное пособие для вузов / Г. А. Круглова. – Минск: Вышэйшая школа, 1999. – 324 с.
5. Мельник, В. А. Политология: учебник для вузов / В. А. Мельник. – 6-е изд., испр. – Минск: Вышэйшая школа, 2008. – 543 с.
6. Политология: учебно-методический комплекс для студентов и преподавателей высших учебных заведений / под общ. ред. Е. М. Бабосова [и др.]. – Минск: УП «Технопринт», 2002. – 464 с.
|
|
7. Политология: учебник для вузов / В. А. Бобков [и др.]. – Минск: ИП «Экоперспектива», 2000. – 348 с.
8. Политология: учебник для вузов / под ред. С. В. Решетникова. – Минск: Тетра Системс, 2005. – 447 с.
9. Политология: курс лекций / под ред. М. А. Слемнева. – Витебск: ВФ УО ИСЗ, 2003. – 257 с.
10. Политология: хрестоматия / сост. М. А. Василик [и др.]. – Москва: Высшая школа, 2008. – 437 с.
5.1. Индивидуумы предпринимают действия, основываясь на ожидаемой чистой выгоде. Эти действия (хотя бы на короткое время) изменяют затраты и выгоды других партнёров по сообществу. Если пропорция между ожидаемой выгодой и ожидаемыми затратами увеличивается – эти действия совершаются чаще, если уменьшается – реже.
· Признаки систем:
1. Наличие нескольких элементов (единиц).
2. Наличие определённого принципа связи между элементами.
3. Разнокачественность элементов.
4. Наличие более или менее чёткой границы между системой и окружающей средой.
· Т.Парсонс о социальных системах:
- экологическая система – выполняет функции адаптации к окружающей среде;
- правовая система – выполняет функции интеграции общества;
- система верований и морали – выполняет функцию воспроизводства структуры.
- политическая система – выполняет функцию целедостижения.
5.2. Определение понятия «политическая система».
Функциональный подход: Политическая система = механизм принятия решений.
Уорд и Макридис: «…Политическая система представляет собой механизм для выявления и постановки проблемы, а также выработки и контроля за принятием решений в сфере государственных отношений».
|
|
Элементы: государственный механизм официального управления; неформальные и неправительственные механизмы (наследие, традиция, идеология, интересы партий).
Лапьер: « Политическая система есть совокупность процессов, в ходе которых принимаются решения».
К.Дойч: «Политическая система состоит из сил, процессов, институтов общества, которые улавливают «входящие» эффективные импульсы требований и поддержки, а также сопутствующие им политическое сотрудничество или противоречия, которые вовлекаются в разрешение конфликтов и в последующую разработку авторитарных политических решений».
· Ролевой подход: Политическая система = система политических ролей.
Парсонс, Шилз: «Роль – это организационная часть, ориентация действующего лица, которая формирует и определяет его участие в процессе взаимодействия. Таким образом, политическая система может быть определена как совокупность взаимодействующих ролей, структура ролей, если под структурой мы понимаем тип взаимодействия».
Элементы: роли (судья, парламентарий, полицейский…)
ролевые структуры (суд, парламент, полиция…)
Г.Алмонд: Составляющие политической системы – роли, взаимодействия, виды и образцы политического поведения.
Р.Даль: «Политическая система есть любая постоянная совокупность отношений, которая в значительной мере включает отношения власти, управления, авторитета».
Элементы: властвующие (правящие элиты);
активисты;
аполитичные граждане.
· Институциональный подход: Политическая система = система политических институтов.
Элементы:
- государство – государственная подсистема;
- партии – партийная подсистема;
- общественно политические движения – система политических движений;
- церковь – церковная система.
Инвариантные элементы политической системы | ||
материальные (поддающиеся непосредственному наблюдению и измерению) граждане социальные группы институты юридические нормы | власть | нематериальные отношения, коммуникации, неюридические нормы (мораль, традиция, ценность) интересы идеи политическая культура |
взаимодействие |
5.3 Модель Истона:
· Виды коммуникаций:
1. Коммуникации между политической системой и средой.
2. Коммуникации между элементами политической системы (государство-партии, элиты-массы, гражданин-гражданин, государство-нормы и т.д.).
3. Коммуникации между уровнями внутри элементов политической системы (высший-средний-низший уровни государственного управления, партийный аппарат-рядовые смены партий, законы-указы-инструкции и т.д.).
4. Коммуникации сверху вниз, снизу вверх.
5. Неформальные коммуникации (слухи).
· Коммуникационный процесс.
Элементы:
- отправитель;
- сообщение;
- канал;
- получатель.
Этапы:
- зарождение информации (идеи);
- кодирование и выбор канала;
- передача;
- декодирование.
· Импульсы, входящие в политическую систему требования:
- о распределении благ (заработная плата, свободное время и т.п.);
- о регулировании поведения (безопасность, законы);
- о коммуникациях и информации (информация о целях политики, действиях элит и т.п.).
Поддержка:
- материальная поддержка (налоги в системе);
- соблюдение законов и директив;
- политическое участие в официальных акциях;
- внимание к официальной информации, уважение органов власти и символики.
· Импульсы, выходящие из политической системы:
- требования оказания услуг системе;
- регулирование поведения граждан;
- распределение товаров и услуг;
- символы, цели, ценности.
· Функции политической системы:
(Функция – способ связи элементов одной совокупности с элементами другой совокупности).
- политическая социализация;
|
|
- артикуляция интересов (превращение чаяний, стремление, настроений в осознанные и сформированные цели);
- агрегирование интересов (превращение интересов в политические альтернативы);
- нормотворчество и контроль за соблюдением норм.
· Возможные сбои в политической системе:
1. Шум (помехи восприятия; помехи, связанные с политическим климатом, семантические помехи, невербальные преграды).
2. Минимизация импульсов (страх, апатия, запреты, подавление).
3. Рассогласование требований и возможностей конверсионного механизма.
4. Служение входа в систему (ограничение каналов, блокирование каналов).
5. Запаздывание в работе конверсионного механизма.
6. Нарушение обратной связи.
5.4. Г.Алмонд – по шкале политической культуры.
1. Англоамериканские политические системы: мультиценностная, но гомогенная политическая культура, уважение свободы личности, дифференциация законов, диффузность власти и влияния.
2. Континентально-европейские политические системы: смешанная, эклектичная, политическая культура, парадоксальное совмещение современных и традиционных ценностей, разнообразие политических институтов.
3. Доиндустриальные (частично индустриальные) политические системы: эклектичность политической культуры, неоднородность общества, высокий потенциал насилия для сохранения его единства, заметная роль армии и бюрократического аппарата.
4. Тотальные политические системы: принудительная гомогенность политической культуры, принудительность ролей, отсутствие ассоциаций, отсутствие делегирования власти.
Ж.Блондель – по шкале доминирующих ценностей:
· Коммуникативный подход: Политическая система = система отношений и взаимодействий.
1. Либерально-демократические политические системы: опора на ценности либерализма в принятии решений.
2. Коммунистические политические системы: опора на ценности равенства в социальных благах.
3. Традиционные: опора на консервативные ценности (чаще всего олигархи).
4. Авторитарно-консервативные: опора на ценности неравенства на фоне заметного противостояния равенству.
|
|
Развивающиеся политические системы: нет определённой опоры, но преобладает стремление к ценностям равенства.
· Типология по шкале коммуникации со средой:
1. Закрытые системы – жёстко фиксированные границы, относительная независимость от среды, игнорирование импульсов, навязывание политики.
2. Открытие системы – активное взаимодействие с окружающей средой, обмен энергией, информацией, материалами, приспособление к изменениям во внешней среде.
· Типологические по шкале системности:
1. Целостные системы – права целого больше прав его частей.
2. Суммативные системы – права частей больше прав целого.
· Типология по внутреннему устройству:
1. Моноцентрические политические системы: управление из единого центра, строгая иерархия элементов, подчинение одному политическому субъекту.
2. Плюралистические: диффузность власти и управления, представительство интересов, наличие горизонтальных структур, отсутствие жёсткой иерархии.
· Типология по способу образования:
1. Инструментальные политические системы: результат постепенного формирования, естественного отбора и вариантов развития.
2. Идеологические: результат целенаправленного конструирования в соответствии с идеальным проектом, сознательный подбор институтов и вариантов развития.
· Типология по шкале прогресса:
1. Традиционные политические системы, неразвитое гражданское общество, слабая дифференциация политических ролей, харизматическая власть.
2. Модернизированные политические системы: развитое гражданское общество, дифференциация политических ролей, рационально-легальная власть.
Тема 6. Государство – основной политический институт общества