Основы административно-правового статуса общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции Республики Беларусь. Содержание этого права, основные его государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются законами «Об общественных объединениях», «О республиканских государственно-общественных объединениях», Гражданским кодексом Республики Беларусь, специальными законами об отдельных видах общественных объединений – политических партиях, профессиональных союзах, благотворительных и т.п.

Под общественным объединением понимается добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть только физические лица.

Союзом (ассоциацией) общественных объединений (далее – союз) является добровольное объединение общественных объединений, создаваемое на основе учредительного договора между ними для координации их уставной деятельности, представления и защиты общих законных интересов.

Членами союза общественных объединений могут быть только юридические лица – общественные объединения.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Основными видами общественных объединений являются политические партии; массовые движения; профессиональные союзы; женские, молодежные, ветеранские организации; организации инвалидов; научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы; землячества; ассоциации. К ним отнесены различные по целям, принципам организации, сферам функционирования и составу участников общественные формирования.

Закон «Об общественных объединениях» не распространяется на политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации, их союзы (ассоциации), республиканские государственно-общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления, иные общественные формирования. Их правовой статус регулируется иными законодательными актами. Однако основные параметры правового статуса общественных объединений установлены Законом «Об общественных объединениях».

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Государство не регулирует деятельность общественных объединений и, как правило, внутриорганизационные отношения в соответствии с их уставами. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено; кто может быть их членами-участниками; режим доходов от производственной и хозяйственной деятельности; взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т.п.

Внешние и внутриорганизационные отношения общественных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом. Но и в тех немногих случаях, когда отношения между общественными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или субординации. Форма взаимодействия между ними – согласование либо участие в обсуждении решений вопросов.

Закон закрепляет право общественных объединений участвовать в формировании органов государственной власти, в выработке их решений, представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.

Устав общественного объединения подлежит государственной регистрации. По своему существу регистрация устава является юридически значимым действием разрешительного характера.

За деятельностью общественных объединений осуществляется государственный контроль: финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, – соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреждение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов общественными объединениями. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в административные.

Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

В Республике Беларусь в соответствии с Законом «О республиканских государственно-общественных объединениях» создаются и действую республиканские государственно-общественные объединения, под которыми признаются основанные на членстве некоммерческие организации, создаваемые для выполнения возложенных на них государственно значимых задач.

Учредителями республиканского государственно-общественного объединения и его членами могут являться физические и юридические лица, а также Республика Беларусь в лице действующих от ее имени уполномоченных государственных органов и юридических лиц.

Республиканские государственно-общественные объединения имеют фиксированное членство.

Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь могут устанавливаться ограничения условий учредительства и членства в республиканских государственно-общественных объединениях.

Государственная регистрация республиканского государственно-общественного объединения осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь после утверждения устава этого объединения Президентом Республики Беларусь либо по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Республиканское государственно-общественное объединение для выполнения возложенных на него государственно значимых задач может создавать свои организационные структуры в виде:

- юридического лица;

- обособленного структурного подразделения, наделенного правами юридического лица;

- обособленного структурного подразделения, не наделенного правами юридического лица.

Организационные структуры в виде юридического лица подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством о государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Организационные структуры, наделенные правами юридического лица, подлежат государственной регистрации, а организационные структуры, не наделенные правами юридического лица, подлежат постановке на учет в управлении юстиции областного, Минского городского исполнительного комитета, районном, городском исполнительном и распорядительном органе по месту нахождения руководящих органов организационных структур.

Государственные органы в пределах своей компетенции имеют право в соответствии с законодательством, исходя из государственно значимых задач республиканских государственно-общественных объединений, осуществлять координацию их деятельности и принимать решения, обязательные для этих объединений.

Республиканские государственно-общественные объединения могут наделяться в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь полномочиями по осуществлению организационно-методического руководства государственными органами в связи с реализацией республиканскими государственно-общественными объединениями функций и полномочий в области государственного управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: