При составлении план-конспекта урока истории в перечень этапов, рассматриваемых в ходе урока, обычно входят следующие:
- организационный этап,
- этап проверки домашнего задания,
- этап контроля и всесторонней проверки знаний,
- этап подготовки к усвоению нового материала,
- этап усвоения новых знаний,
- этап закрепления новых знаний,
- этап первичной проверки понимания нового материала,
- этап повторения пройденного материала,
- этап обобщения и систематизации новых знаний,
- этап информации о домашнем задании.
В каждом этапе, описанном в план-конспекте урока истории, могут быть выделены учебные моменты, например: активизация умственной деятельности учащихся, мотивация перехода к новому материалу, актуализация (или повторение) нового материала, демонстрация опытов, перечень вопросов к классу, самостоятельная работа детей с чертежами и рисунками, записи определений в рабочих тетрадях, знакомство с материалом по учебникам и пр.
В конце план-конспекта урока истории должна стоять подпись учителя. Без этого неясно, кто по этому план-конспекту урока истории работает, кто несет ответственность за написанное.
|
|
План-конспект урока истории 6 класс
Тема урока истории: Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Цели и задачи урока истории:
- Рассмотреть вопросы об усобицах в русском государстве после смерти Владимира Святославича, об особенностях внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого и её значении.
- Продолжить работу над развитием навыков работы с картой, учебником, письменными источниками; формировать умение характеризовать историческую личность и политического деятеля.
- Воспитание патриотизма, привитие уважение к историческому прошлому своего народа, формирование представлений о политике достойном уважения и памяти потомков на примере Ярослава Мудрого.
Оборудование: карта «Древнерусское государство в IX-XI вв», картина А.М.Васнецова «Вече», тесты.
Основные понятия: наместник – глава местного управления, назначенный местной властью (поначалу, как правило, это были сыновья Великого киевского князя)
Посадник – назначенный или выборный глава местной власти (как правило, вгородах)
Усобицы – княжеские раздоры, борьба князей династии Рюриковичей за великокняжеский престол; Правда Ярослава – первый писанный свод законов на Руси.
Важнейшие даты: 1019-1054 гг. – правление Ярослава Мудрого;
1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева;
1041 г – союзный договор с Польшей;
1043 г. – неудачный поход на Византию;
1046 – договор с Византией, брак Всеволода с византийской принцессой, дочерью императора Константина Мономаха.
|
|
Ход урока истории:
Организация класса.
Повторение темы «Владимир Святославич. Принятие христианства»
Письменно:
1. работа с Документом на стр. 42-43 (4 учащихся)
2. составить схему «Русская православная церковь» (на доске):
3. Решить тестовые задания.
1. Соотнесите первых киевских князей и их дела:
а) Рюрик
б) Олег
в) Игорь
г) Ольга
д) Святослав
е) Владимир
1 За ограбление во время полюдья был убит древлянами
2 Установил уроки и погосты
3 Совершил первый победоносный поход на Царьград
4 Разгромил Хазарский каганат
5 Провел крещение Руси
6 Пришел править в новгородские земли по призыву словен и кривичей
2. Укажите маршрут торгового пути «из варяг в греки»:
А) Белое море – р. Северная Двина – р. Сухона – Волга – Дон – Азовское море – Черное море;
Б) Балтийское море – р.Нева – Ладожское озеро – р.Волхов – оз. Ильмень –р. Ловать – Днепр – Черное море;
В) Балтийское море –р.Западная Двина- Днепр – Черное море;
Г) Балтийское море – р.Неман –р.Припять – р.Днепр – Черное море;
3. В чем особенность христианства по сравнению с язычеством:
а) многобожиеб) троебожие в) единобожие
4. Киевский князь, который остался в народном предании под именем Красное Солнышко:
а) Святослав б) Владимир в) Олег
5. Что относится к жанру героического эпоса?
а) летописи б) сказки в) пословицы и поговорки г) былины
Устная работа.
1. Беседа с классом
Когда русским государством управлял князь Владимир? (980-1015 гг)
Какие задачи стояли перед князем? (расширение территории, борьба с внешними врагами, укрепление обороноспособности государства)
2. Индивидуальный опрос:
Рассказать какими способами князю Владимиру и насколько успешно удалось решить эти задачи.
- Каковы были причины принятия Русью христианства?
- Какое значение имело принятие Русью христианства?
3. Проверка правильности выполнения схемы «Русская православная церковь»
4. Обобщение:
Что общего было в правлении Владимира и первых киевских князей?
(расширение территории государства; оборона русских земель, правление на основе традиций и обычаев, опора на силу дружины)
Чем Владимир отличался от них? (первый князь принявший христианство, сделал христианство единой религией русичей, меньше воевал, больше заботился о безопасности русских границ, развитии культуры, единении восточнославянских племен)
5. Изучение нового материала.
Сообщение темы, целей, плана урока.
План.
1. Борьба за власть сыновей Владимира – вторая усобица на Руси.
2. Внутренняя политика Ярослава Мудрого.
3. Управление государством при Ярославе Мудром
4. Внешняя политика Ярослава Мудрого
- Судя по плану, какое историческое лицо будет главным героем нашего исследования на уроке?
- Законным ли на ваш взгляд способом приобрел власть в Киеве князь Владимир?
Похожая ситуация определила приход к власти князя Ярослава.
Рассказ учителя:
Владимир отправил 12 сыновей своих в разные земли Руси (править от его имени, ослабить власть племенных князей, укрепить единство державы) В Киеве предполагал передать власть одному из своих любимых сыновей – Борису(второй – Глеб). Это не понравилось двум старшим сыновьям – Святополку и Ярославу.
Первым проявил неповиновение Ярослав (Новгород отказался платить дань Киеву. Владимир готовит поход на Новгород, но умирает в 1015 году.) Власть в Киеве захватывает старший брат Святополк и отдает приказание вероломно убить своих братьев Бориса и Глеба, а позднее ещё и Святослава (за это получил прозвище Окаянный). В ответ Ярослав с дружиной (+ варяжская дружина + новгородское ополчение) выступил против Святополка. (дружина + печенеги)
Основные даты:
1016 г. – трехмесячное противостояние по разным берегам Днепра (у г.Любеч) разгром Ярославом киевлян (Святополк бежит к своему тестю – польскому королю) Ярослав становится во главе Киева.
|
|
1018 г.- Святополк при помощи польского короля возвращает престол.
1019 г. новый поход Ярослава с новгородцами – Святополк повержен, бежит в Польшу и по дороге умирает.
1019-1036 гг. - период совместного правления Ярослава и Мстислава (князя Тму-тараканского).
С 1036 г. – Ярослав полновластный правитель в Киевской Руси
6. Самостоятельная работа. § 6, стр.45-46. + опережающее индивидуальное задание по п.3 плана.
Задание: Почему в народе Ярослав получил прозвище Мудрого?
7. Проверка самостоятельной работы.
8. Рассказ учителя на тему: «Цели внешней политики Руси»
9. Итог урока.
- Почему можно утверждать, что время правления Ярослава Мудрого это период расцвета Древнерусского государства?
10. Записать домашнее задание на доску.