ВЧД
ВАГОННОГО ДЕПО
Тема 10. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные измерители работы железнодорожных станций
Для сортировочных и участковых станций:
– один отправленный вагон,
в том числе:
– транзитный с переработкой;
– транзитный без переработки;
– местный.
Для грузовых станций:
– одна погруженная, выгруженная тонна груза, в том числе по номенклатуре важнейших грузов.
Для пассажирских станций:
– отправленный пассажир;
– отправленный пассажирский поезд.
Основной задачей вагонного депо является обеспечение перевозочного процесса исправными, своевременно и качественно отремонтированными вагонами и контейнерами.
Вагонные депо (ВЧД) выполняют следующие виды работ:
– плановый (деповской) ремонт (ДР) вагонов и контейнеров;
– техническое обслуживание (ТО) и текущий ремонт (ТР) вагонов в поездах;
– подготовку грузовых вагонов к перевозкам, в том числе оборудование и разоборудование вагонов для спецперевозок;
– экипировку и обслуживание пассажирских вагонов;
– экипировку, обслуживание и ремонт рефрижераторных вагонов и др.
По характеру выполняемой работы вагонные депо делятся на грузовые, пассажирские и рефрижераторные.
В зависимости от сложности и объема выполняемой работы вагонные депо делятся на группы.
Для выполнения производственных функций в составе вагонного депо имеются следующие основные производственные участки и подразделения (рис. 2):
(эксплуатационная работа): (ремонтная работа):
– ПТО | участки: |
– ПКТО | – сборочный |
– ППВ | – колесно-тележечный |
– механизированный | – ремонтно-заготовительный |
участок отцепочного ремонта и др. | – вспомогательные участки и подразделения |
Рис. 2. Основные производственные участки и подразделения вагонного депо
1. ПТО (пункты технического обслуживания) размещают на сортировочных, участковых и пассажирских станциях для выявления и устранения без отцепки от составов дефектов вагонов, опробования автотормозов. Техническое обслуживание в ПТО осуществляют комплексные бригады в составе осмотрщиков вагонов и слесарей-ремонтников.
Главная задача ПТО – восстановление работоспособности вагонов в сформированных поездах.
2. ПКТО (пункты контрольно-технического обслуживания) организуются в парках приема сортировочных станций и на участковых станциях со сменой локомотивов для выявления дефектов, угрожающих безопасности движения и требующих отцепочного ремонта.
3. ППВ (пункты подготовки вагонов) предназначены для текущего ремонта (ТР) и подготовки вагонов для перевозки грузов; размещаются ППВ на станциях массовой погрузки-выгрузки и формирования порожних составов. Основная задача ППВ – обеспечение сохранности грузов и проследование вагонов до места назначения без задержки поездов и без отцепок от составов в пути следования.
В зависимости от типа подготавливаемых вагонов различают: пункты подготовки полувагонов и платформ; пункты подготовки крытых вагонов; пункты подготовки цистерн.
Текущий ремонт в ППВ может осуществляться с отцепкой и без отцепки вагонов от составов.
4. Текущий отцепочный ремонт (ТОР) производится для вагонов со значительными повреждениями на базе механизированных пунктов ТОР, которые располагаются на участковых и сортировочных станциях и в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов, где нет вагонных депо. Текущий отцепочный ремонт выполняется на специальных ремонтных путях, оснащенных вагоноремонтным оборудованием.
Кроме ТО и ТР, в вагонных депо выполняется деповской (плановый) ремонт вагонов (ДР). Для повышения его качества, роста производительности труда и снижения себестоимости на сети железных дорог осуществляется специализация вагонных депо на ремонте определенного типа вагонов (крытых, полувагонов, платформ, цистерн и т.д.). Экономически целесообразна специализация вагонных депо на ремонте 2–3 типов вагонов.