Системный подход

В основе лежит исследование объектов как системы. Ориентирован на раскрытие целостности объектов и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг к другу, которые образует определенное целостное единство, новые качества по сравнению с теми же элементами, но не включенные в систему. Подход разрабатывается в тектологии А.А. Богданова, в работах Вернадского, в праксиологии Т. Хонтарбиньского. Была разработана общая теория систем Л. фон Берталанфи, Н. Винера. А.И. Уемов.

Система – совокупность элементов, образующих определенную целостность, которая обладает общими свойствами, несводимыми к сумме свойств ее элементов.

Понятие системы включает в себя принципы:

1) Принцип целостности – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого.

2) Структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей, отношений системы, обусловленности поведения системы не только поведением ее отдельных элементов, но и свойствами ее структуры. То есть при выпадении какого-либо элемента система перестает существовать, а то, что осталось – это уже новая система.

3) Взаимозависимость системы и среды – система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой, являясь при этом ведущим и активным компонентом взаимодействия

4) Иерархичность – каждый компонент системы может рассматриваться в свою очередь как система, а исследуемая в данном случае система может рассматриваться как один из компонентов более сложной системы. Каждый элемент, свойство системы зависят от его места, функции внутри целого

5) Принцип множественности описаний системы – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества.. моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы

Важнейшая особенность систем – передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным относятся целенаправленные системы и самоорганизующиеся системы (способные менять свою структуру в процессе функционирования). Таким образом в любой системе можно выделить два аспекта:

1) Статическая структура – кол-во, состав, порядок расположения элементов и их иерархия. Она придает единство, упорядоченность взаимодействий всех элементов, что и обеспечивает целостность системы

2) Динамическая организация – определяет взаимодействие элементов системы и предполагает процесс, протяженность существования системы во времени. Система в статичном состоянии до некоторого предела – почти полная абстракция, то есть динамика присутствует всегда

Системные свойства, необходимые для определения объекта как системы:

1) Организованность – отражает уровень организации системы, определяет, на каком объекте система сосредотачивает свои действия и ресурсы, какие свойства в системе станут дополнительными с точки зрения целей данной системы, а какие основными. Оценить организ-ть можно по параметрам надежности, результативности

2) Целостность – способность сохранять свою качественную специфичность в изменяющихся условиях среды. Осуществляется за счет интеграции ее элементов. Благодаря интегрированности появляются свойства и качества системы: активность, устойчивость, связность, иерархичность, коррелятивность, цикличность во внутренних процессах системы, наличие внешней границы, отделяющей систему от среды.

3) Сложность – количественное и качественное разнообразие, различие элементов системы

4) Функциональная анизотропность – разные элементы или подсистемы в системе не равнозначны по функциям, по направлению действий, обладают различной сопротивляемостью к воздействиям среды и имеют различный потенциал для развития

5) Инерционность – способность системы сохранять свое состояние и оказывать определенное сопротивление факторам, которые, воздействуя на систему, могли бы ее изменить. Проявляется в двух формах: запаздывание реакции на воздействие и изменение в системе во время перехода от одного состояния системы к другому.

25.10.12.

Системный анализ – совокупность методологических средств…

Часто употребляется как системный подход. В узком смысле сист анализ – инструмент системного подхода. Применение сист анализа особо эффективно в тех областях, где постоянно происходит смена условий и велик элемент неопределенности.

Процедуры и методы направлены на выдвижение альтернативных вариантов решения проблем, выявление масштабов неопределенности по каждому из вариантов и их сопоставление по различным критериям эффективности.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) Процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей

2) Необходимо рассматривать всю проблему как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения

3) Необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения целей

4) Цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы

Центральной процедурой в системном анализе является построение сист модели, отображающей все факторы и взаимосвязи в реальной ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решений. Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата в ходе применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому. Учитывается кол-во затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени чувствительности модели к различным нежелательным внешним воздействиям.

Метасистемный подход не ограничивается рассмотрением явления как отдельной системы. Он предполагает анализ тех систем, рядоположных с рассматриваемой или выше ее по уровню, во взаимодействиях с которыми находится изучаемая система. Согласно этому подходу можно выделить след уровни рассмотрения явлений:

1) Элементный – исключает самые простые составные элементы системы, которые не имеют качественного разнообразия и могут быть в любой системе

2) Компонентный – компоненты состоят из элементов, обладают специфичными качествами данной системы

3) Субсистемный – компоненты объединяются в субсистемы как составные части системы, они могут становиться самостоятельными системами, обладают качественной специфичностью, функциональной соотнесенностью; за счет этого изменений на этом уровне происходит трансформация всей системы в целом

4) Системный - -//-

5) Метасистемный – входят системы, рядоположные с рассматриваемой или выше ее по уровню; между этими системами происходит взаимодействие и взаимовлияние.

Пример: анализ научной деятельности с точки зрения этого подхода:

Уровни:

1) Операции – открыть книгу, включить компьютер, нажимать клавиши

2) Действия – печать, письмо

3) Инфрадеятельностный – последовательность сложных действий: составление плана, поиск информации, подготовка и проведение эксперимента и т.д.

4) Вся деятельность – научная деят-ть с ее спецификой

5) Другие деятельности, которые осуществляют другие субъекты

Метасистемный анализ предусматривает реализацию 5 этапов:

1) Метасистемный или антологический – предполагает обоснование существования системы в контексте ее взаимодействия и включенности в системы более высокого порядка

2) Метастрктурный или содержательный – анализ и раскрытие содержания самой системы, ее компонентов

3) Функциональный – анализ функций каждого элемента системы и функций подсистемы

4) Генетический – рассмотрение того, как происходит становление, развитие системы, анализ ее динамического компонента

5) Интегративный – создание определенной матрицы, где относительно каждого компонента системы расписаны все этапы его становления, изменение его функциональной нагрузки и его взаимодействие с метасистемами

Принципы системного подхода в психологии – Ломов.

31.10.12.

Понятия и категории в психологии

На данный момент понятийный аппарат психологии включает в себя как специальные научные понятия, так и понятия, совпадающие по звучанию с житейскими, но отличающиеся по содержанию.

Например: деятельность, чувства и т.д.

Психология имеет очень разветвленный понятийный терминологический аппарат. Поэтому в методологии встают проблемы: очень четкого содержательного определения понятий, разведения житейских и научных понятий и определения необходимости введения новых понятий, придания статуса общепсихологической категории ряду понятий.

Определение (дефиниция) – это логическая операция установления смысла терминов.

Позволяет сформулировать значение принципиально нового содержания, которое вводиться в науку. Определение раскрывает содержание понятия. Раскрыть содержание понятия – значит перечислить его существенные признаки, то есть признаки необходимые и достаточные для отличения данного предмета от сходных с ним. С психологической точки зрения постановка определений может рассматриваться как врожденная и неосознаваемая функция человеческого мышления.

Виды определений:

1) Астенсивные – формир-ся в рез-те чувственных восприятий. Они дают значение терминов, указывают на предмет или группу предметов, которые этот термин обозначает. Данные определения могут быть крайне не точны.

2) Вербальные - явл-ся более точными, поскольку даются не через указания на отдельные предметы, а через указания отличительного признака этих предметов. Призвано полностью отражать смысл термина, понятия, обозначающего некоторый предмет. Это достигается через указание смысла других терминов, уже известных.

Таким образом, астенсивное определение дает значение терминам, а вербальное раскрывает его смысл. Наука имеет дело с абстрактными объектами, с идеализациями, в которых почти полностью отсутствует реальность. В реальности мы находим только конкретизации идеализации, то есть наука работает с вербальными определениями.

01.11.12.

Классификация определений.

Неявные – носят круговой характер. На место определения подставляется контекст или набор аксиом. То есть исходные термины определяются друг через друга. Явные – то, что определяется, совпадает с тем, посредством чего оно определяется. Между ними устанавливаются отношения равенства. Определение дается через родовой признак, который указывает на тот круг предметов, из числа которых надо выделить определяемый предмет. Аксиоматические – явл-ся фундаментальными, не содержат круга, но и не подлежат проверке. Частный случай явного определения. В психологии их нет.
    Номинальные – посредством их в язык вводятся новые знаковые выражения и термины, обозначающие понятия и уточняющие существующие Реальные – посредством их происходит спецификация объектов, они отображают существенные признаки, св-ва и хар-ки объектов с целью формир-ия отличий от др объектов Классификац-ые – образуются путем указания на область предметов по родовому признаку и специфические отличия по видовым признакам; иногда указываются классы, к которым определяемый предмет не принадлежит. Генетические – указывает на процесс формир-ия предмета, подлежащего определению; данный способ должен быть специфичен, характерен только данному предмету и никакому другому. Контекстуальное - наиболее близко к экстенсивному определению, позволяет понять незнакомое слово через контекст. Контекст в шир значении – условие употребления данной языковой единицы в речи.
             

Методологически грамотные определения.

Критерии:

1) Полнота – все объекты определяемого класса подпадают под это определение и только они

2) Функциональность – определение применимо в данной научной и предметной области и адекватно поставленным в исследовании и практике задачам.

3) Плодотворность (креативность, эвристичность) – позволяет логическим путем из данного определения вывести новые св-ва изучаемого объекта.

Процесс построения определения состоит из нескольких этапов, на каждом из которых требуется решение определенных задач. Как правило, в первую очередь определяют родовое понятие определения, то есть что-то, что включает в себя определение, которое хотим дать. Затем определят его видовую специфичность: описание хар-ик объекта, которые отличают наш объект в сравнении с др объектами того же вида.

Далее – выведение его св-тв, необходимых и достаточных, чтобы идентифицировать объект в соответствии с данным определением.

Конкретизация понятия предполагает … ближайшего понятия и отличительных признаков по сравнению с др определениями др понятий.

Методологический этап – пояснение смысла терминов, указание правил определения его …

Проверка определения – подведение под определение различных предметов, то есть распознавание у них признаков, достаточных для отнесения их к данному понятию.

Выведение следствий – процесс, обратный подведению под определение. Когда уже понятно, что объект к этому классу относится, то решается обратная задача – поиск у предмета тех существенных признаков, которыми он должен обязательно обладать, если относится к данному определению.

15.11.12.

Основные методологические проблемы психологии

Проблемы делятся на несколько групп в зависимости от того, каким объемом знаний они обладают:

1) Знание о знании: какую теорию или подход выбрать при исследовании напр.; проблема, как справится с имеющимися знаниями, как их систематизировать, как организовать и использовать

2) Знание о незнании: проблемная ситуация, выявление незнаемого (то, что мы не знаем, - существует), выбор методов исследования и их обоснование, выбор способов форм интерпретации

3) Незнание о незнании: не знаем о существовании чего-либо, это допроблемная ситуация, из которой произрастает предпроблемная ситуация, когда в поле зрения исследователей попадают некие странные феномены, о которых сразу нельзя сказать, реальны они или нереальны, ставят ли они новую научную проблему или это очередная псевдопроблема

Психологическая наука чаще всего работает с проблемами первых двух групп. По уровню и содержанию эти проблемы можно разделить на три вида:

1) Метапсихологические проблемы (онтологические, фундаментальные, философские, методологические) – они вызваны сущностью самой науки, ее предметов; они вставали на протяжении всего периода развития психологии, начинали разрабатываться в донаучный период. Их решение требует привлечения других наук. Эти проблемы при определенных условиях могут приобретать статус общенаучных. В этом разделе три проблемы:

· Психофизическая – каково место психики в материальном мире

· Психофизиологическая – как соотносятся соматические, нервные, гуморальные процессы и сознательные и бессознательные психические процессы

· Психогностическая – соотношения восприятий, представлений и реальных свойств отдельных вещей, то есть насколько адекватно психика отражает реальность и насколько вообще психика познаваема

2) Внутренние эмпирические и … проблемы, их появление связано с логикой и содержанием развития психологической науки, с открытиями в психологии и других науках, с запросами в практике, сменой общей социальной, культурной, политической и научной ситуации в стране и в мире. Таких проблем очень много, в их выделении у психологов нет единства, трудно определить приоритет таких проблем и их значимость. При определенных условиях данные проблемы могут переходить в разряд фундаментальных

3) Проблемы общества, людей, которые могут быть решены с помощью психологии. Это проблемы вне науки, но наука может помочь их решить, применив весь арсенал средств и знаний. Как правило, эти проблемы решает прикладная психология

5.12.12

Пропуск

Психофизическая проблема.

Плюрализм. Существовал в древности. Теория Гиппократа носит остатки плюрализма. В восточной философии он также присутствует.

До научной революции душа понималась как движущее начало жизнедеятельности. После за счет трудов Ньютона и др. пришла механистическая картина мира. Эти вопросы стимулировали интерес к психофизической проблеме.

Представление телесного и духовного в глобальных космических масштабах. Поиск некой мировой души. Идеи психофизического параллелизма развивались в трудах Мольбранша, идея о монизме – в трудах Гартли.

В 19 в были открыты законы сохранения вещества и энергии, которые были признаны фундаментальными. Эти законы перестали учитывать сознание в психической картине мира, а следовательно и его влияние на физический мир. Психология приобрела возможность стать самостоятельной наукой.

Современные открытия в физике, особенно в квантовой, ядерной, всё ближе приводят нас к идее общности, универсальности как психических, так и физических явлений.

Психофизиологическая проблема.

Стала разрабатываться давно в теоретическом и прикладном плане. Эта проблема разрабатывалась в медицине: влияет ли как-то душевное состояние на болезнь и болезнь на душевное состояние.

Взаимосвязь между телом и психикой была выявлена очень давно. Первое объяснение такого взаимодействия связано с понятием пневмы – тончайшего вещества, которое носилось по сосудам и было носителем психики.

Проблема поиска органа души.

Аристотель вводит понятие общего чувствилища, некого органа, где живет душа.

Другой аспект проблемы: каковы соотношения между качеством ощущений и особенностями вызывающего его внешнего материального источника («можем ли мы видеть руками?»).

Психофизиологич проблема решалась также как и психофизическая – монизм, дуализм (параллелизм и взаимод-е).

Проблема соотношения сознательного и бессознательного рефлекторного поведения.

Проблема первичности.

Концепция локализационизма (Белл) и концепция анатомического начала (Галль).

Принципиально иной подход к решению проблемы появился с работами Сеченова – вводит понятие нейродинамики, процессов возбуждения и торможения. Это сильно изменило представление о физиологической основе психики. Далее Павлов вводит первую и вторую сигнальную систему.

Значит. вклад вносят также культурно-историческая теория Выготского и работы Лурия. Появились идеи о промежуточном третьем элементе, связующим между психическим и физиологическим. У Выготского – это знак. Лурия развил его идею и выделил элемент – информация.

Психогностическая проблема.

Имеет много аспектов. Причиной появления проблемы явл-ся.. В человеке своего апогея достигает поисковый инстинкт. Он трансформируется в особую область деятельности – вначале познавательная деят-ть, потом научная деят-ть.

Первоначально в фокусе внимания этой проблемы находились познавательные процессы и их продукты.

Два направления решения из античности: эмпиризм и рационализм.

Вопрос о формах и методах познания, которые бы обеспечили истинность, неискаженность данных об окружающем мире. В русле данной проблемы рождались новые научные методы.

Декарт предлагает гипотетико-дедуктивный метод. Ф. Бэкон предложил метод индукции.

Проблема рефлексии, а именно рефлексии второго порядка и возможности самопознания – а можем ли мы познавать сами себя? Сделать предметом изучения собственную психику?

Еще один аспект проблемы – субъективизм знаний. Какова роль познающего субъекта в их искажении? На данный момент не существует методов, способных исключить субъекта из изучения.

Интропсихологические проблемы.

Размывание, популяризаторство психологических знаний и психологии, разделение на теоретическую и прикладную – схизис. Проблема сохранения методологической и теоретической идентичности. В наст время от психологии ждут решения всех проблем – политических, экономических, социальных и т.д.

Проблема когерентности – останется ли психология единой наукой или распадется на несколько отдельных?

Проблема этики психолога, т.е. личного профессионального самосознания.

Экстрапсихологические проблемы

Проблемы практики. Напр. – проблема управления массовым сознанием, повышение психологической культуры поведения, предоставление эффективных средств психологической защиты, поиск новых способов обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: