Дисперсионный и корреляционный анализ

Сущность статистического анализа

Метод социологического обследования

Характеристика социологических методов

Характеристика метода аналитического обследования

Виды специшьных методов криминологического исследования

Понятие специальных методов криминологического исследования

1. Специальные (частнонаучные) методы криминологических исследований это способы и приемы конкретного исследования объекта или процесса с целью его оптимального регулирования.

2. К специальным методам относятся:

• аналитическое обследование (группировка и ранжирование);

• социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки);

статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция);

• социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование);

• функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и другие.

3. Аналитическое обследование статистических данных о преступности мо­жет производится в виде группировки преступлений. Статистическая группировка — это распределение единиц совокупности на однородные, качественно различающиеся между собой группы по тем или иным су­щественным для данного исследования признакам. Основная задача группировок в криминологическом исследовании - дать наиболее полную и всестороннюю количественную характеристику пре­ступности, личности преступников, жертв преступлений, причин и ус­ловий преступлений и реакции общества на них.

Ранжирование преступлений производится по признаку общественной опасности в плане выявления эффективности применения уголовно-репрессивных мер.

4. Социологические методы включают опрос, анкетирование и интервью­ирование.

Опрос — это метод сбора данных об объективных фактах, мнениях, знани­ях и т. д., основанный на непосредственном (очный опрос — интервью) и опосредованном (заочный опрос — анкетирование) взаимодействии меж­ду исследователем (интервьюером) и опрашиваемым (респондентом). Интервьюирование позволяет собирать информацию о фактах, субъек­тивных суждениях, мотивах поведения, установках и т. д. Поэтому лич­ностный характер отношений между интервьюером и респондентом, субъективность оценок предъявляют жесткие методологические и мето­дические требования к подготовке и проведению опроса, невыполне­ние которых ведет к искажению результата. Интервьюирование исполь­зуется реже, чем анкетирование, так как более трудоемко. Выделяют три вида интервью:

• формализованное — по вопроснику;

• фокусированное — изучается конкретный объект;

• неформализованное (свободное), без вопросника; при этом необходи­мо определиться с перечнем информации по конкретной задаче.

Анкетный опрос (анкетирование) — один из эффективных и широко ис­пользуемых в криминологии методов получения сведений о мнениях и настроениях лиц; уровнях знания ими требований права и следования им; их склонностях, симпатиях и антипатиях; оценки своих действий и поведения других в одних и тех же ситуациях; не зафиксированных в других документах сведениях о прошлом, об окружении и т. п.

Анкетный опрос (анкетирование) может быть групповым или индиви­дуальным.

Процесс применения метода анкетного опроса состоит из следующих этапов:

формулировка вопросов, вытекающих из программы исследования;

• расстановка вопросов в анкете;

• обсуждение и рецензирование анкеты;

• пробный опрос;

• учет замечаний и подготовка окончательного варианта анкеты;

• размножение анкеты;

• распространение и сбор анкет;

• логический анализ анкет;

• кодировка анкет и составление таблиц;

• статистическая обработка информации, собранной в результате анкет­ного опроса.

Преимущества анкетного метода по сравнению с очным опросом зак­лючаются в том, что он дает возможность:

в короткий срок и при небольших материальных затратах охватить пред­ставительную группу изучаемых лиц, получить сведения "из первых рук";

• быстро провести повторные опросы через определенный промежуток
времени в целях выявления происшедших изменений;

путем тщательной разработки, получения квалифицированных консуль­таций подготовить вопросы анкеты на высоком качественном уровне по содержанию и форме;

• при необходимости обеспечить эффект анонимности опрашиваемых.

5. Социологическое обследование — это методы исследования обществен­ных процессов и явлений.

Контент-анализ это прием оценки содержания текста по ключевому сло­ву, часто употребляемому и отражающему смысловое содержание текста.

Дня социологического обследования группы более 500 человек, как пра­вило, применяется выборочный метод. Процесс выборки основан на взаи­мосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик социальных объектов. Выводы о целом на основании изучения его выборки будут пра­вомерными в том случае, если выборка по своим основным характеристи­кам является моделью всей изучаемой совокупности явлений.

Различают выборки вероятностные и целенаправленные. Вероятност­ная (случайная) выборка сводится к тому, что каждый элемент совокуп­ности имеет равную возможность попасть в выборку. Целенаправленная выборка — это выборка, к которой неприменим принцип вероятности или случайности; она осуществляется с помощью методов: стихийнос­ти выборки; основного массива; квотной выборки.

В зависимости от цели определяется допустимая точность выборки.

Метод экспертных оценок заключается в получении, обработке и интер­претации суждений специалистов в какой-либо отрасли знания или практики по определенным вопросам, важным для исследователя. Ко­личество привлекаемых экспертов обычно не превышает 20-30 человек. При оценке мнений отбрасываются крайние оценки.

6. Статистический анализ предполагает использование таких способов, как аппроксимация и экстраполяция.

Аппроксимация (приближение) — это замена одних математических объек­тов другими, более простыми, но близкими по сути к исходным, на­пример замена кривых линий близкими к ним ломаными. Это бывает важно при исследовании динамики преступности.

Экстраполяция означает распространение выводов, полученных из на­блюдения над одной частью явления, на другую его часть. Метод экст­раполяции используют для кратковременных прогнозов преступности.

7. Дисперсионный анализ это совокупность методов определения разме­ров частей и целого в дисперсионных системах. Дисперсия в математической статистике и теории вероятностей является мерой рассеивания наблюдаемой величины.

Корреляция — это вероятностная или статистическая зависимость. В от­личие от функциональной зависимости корреляция возникает тогда, когда зависимость одного из признаков от другого осложняется рядом случайных факторов.

Дисперсионный и корреляционный анализ необходимы при исследова­нии преступности для определения ее связи с причинами и условиями, а также связи между последними.

ТЕМА 6.
Статистика в криминологических исследованиях

1. Понятие уголовной статистики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: