Проблема бытия в философской мысли. Основные формы и виды бытия, их взаимосвязь. Субстанция

В развитии философской и естественнонаучной мысли особая роль принадлежит таким общим понятиям как «бытие» и «вселенная». Понятие «бытие» приобретало свой статус в рамках философского осмысления действительности, а «вселенная» в основном, в лоне естественнонаучного знания. Если первоначально «бытием» обозначали всё сущее, то первоначальный смысл «вселенной» - чаще всего, представлялся как вместилище, заселённое объектами различной величины.

По мере развития философских идей и накопления естественнонаучных знаний оба данных понятия становились всё в большей степени всеобъемлющими и взаимно пересекающимися по смыслу. И нередко в современных естественнонаучных теориях понятие «вселенная» используется как синоним «бытия». В философском словаре под редакцией И.Т.Фролова:,,Вселенная – материальный мир, вся совокупность материальных объектов, качественно различных форм материи.,,

В древнегреческой философии исследуемый мир всегда рассматривался стихийно, естественным образом, с использованием некоторых понятий и выделением таких свойств, как, например, целое и часть, единое и множественное, упорядоченность, организованность. Это такие свойства, представление о которых формировалось уже на уровне чувственного восприятия мира.

Так, древнегреческий философ Пифагор полагал, что в мире всё упорядочено гармонично. «Всё на свете, решительно всё на свете обязательно гармонично. Гармоничны боги, гармоничен Космос, потому что все составляющие его моменты абсолютно согласованны в единое и нераздельное целое. Гармоничны государства, гармоничен царь, потому что от него исходит сила скрепления всех людей в одно целое.» Пифагор ещё не употребляет понятия бытия, но в его положениях выделяются две особенности всего сущего. Во-первых, наличие единства всего множественного, как неразделённое целое. Причем единое понимается не как сплошное, не дробящееся на части, а как совокупность множества всех составляющих, определённым образом согласованных между собой, скреплённых определённой силой единства. Во-вторых, абсолютная упорядоченность всего сущего. Во Вселенной нет хаоса, а есть гармоничная упорядоченность вещей и процессов. И если представители современного синергетического подхода полагают, что в реальных процессах Вселенной существует хаос, и он выступает в качестве созидающего начала, и что порядок рождается из беспорядка, то Пифагор это начисто отрицает. Согласно Пифагору бытие природы заключено в её единстве. «Природа есть, едина, и ничего нет ей равного: мать и дочь себя самой, она есть Божество богов. Рассматривай только Природу, а прочее оставь простолюдинам». Рассматривая всё сущее как единое, Пифагор обозначал это понятием Космоса.

Другой древнегреческий философ Парменид всё сущее именовал Бытием. У Парменида Бытие это нечто сущее, существующее бесконечно во времени, безначально и неуничтожима. Оно предстаёт как единое (цельное, сплошное), не делящееся на части, а потому неизменно, неподвижно. Оно ограничено пространственно и предстаёт как глыба совершенно круглого шара. Но оно умопостижимо. Парменид абсолютизирует единое, исключая множественность. А Космос у него ограничен сферой и представляет шарообразное тело, что интуитивно приводило к представлению о шарообразности Земли, таким образом, Парменид первым выдвинул утверждение, что Земля шарообразна и находится в центре мира, утверждение, принятое затем античной астрономией.

Если у Парменида бытие представляется как единое (сплошное), то у Демокрита на первый план выступает множественность бытия. Всё сущее образуют атомы. Космос по Демокриту, является бесконечным, в котором миров бесчисленное множество, они различны по величине, появляются из бесконечной пустоты, путём сочетания атомов; они возникают и гибнут. Демокрит полагал, что в любой части космоса есть пустое и полное, причём одно из них небытие, а другое бытие. Бытием Демокрит именует тела и вещественные состояния образованные из атомов, а пустоту- небытием, но признавал существование и атомов и пустоты. Поэтому сущее у Демокрита, включает в себя бытие и небытие. (Всё состоит из атомов и пустоты).

В этой системе, которую принял Демокрит Бытие это всё материальное и пустота.

Платон полагал, что,, истинное бытие-это некие умопостигаемые и бестелесные идеи,,.Идеи – не только наши мысли о бытии, но и само бытие. Они не зависимы от вещей и явлений. Реально существующий мир – это мир идей, а видимый чувственный мир – это тень, слабый оттиск мира идей. Истинное бытие, по Платону, идеальное, неизменное, тождественное самому себе. Но поскольку признаётся существование и бытия и подобие бытия, то, в сущности у Платона бытие двойственно:

- бытие материального, чувственного

- бытие идеального, мира идей.

Бытие у Платона составное и множественное. Оно объединяет в себе,,божественные,, идеи, материальный Космос. Верховным существом, объемлющим собой весь мир, является создатель Вселенной, демиург. Платоновский демиург олицетворяет собой Единое. Оно является условием возможности бытия, оно есть начало бытия.

Понятие сущности, которое впервые начинает использоваться Платоном в философской системе, стало широко применяться Аристотелем. По его мнению, сущность выражает устойчивость вещей и способность их к самостоятельному существованию. Если кратко выразить положения Аристотеля о бытии, то они заключаются в следующем:

1. Категорию бытия Аристотель не анализирует и не определяет. Бытие у Аристотеля не является категорией. Оно как неопределяемое, но на него указывают, к нему отнесены все другие категории;

2.Содержание бытия раскрывается через выявление смыслового значения других онтологических категорий, как представителей бытия;

3.С интуитивных позиций у Аристотеля Бытием является всё сущее;

4.В онтологии различаются два аспекта сущего: бытие в возможности и бытие в действительности, или иначе, потенциально сущее и активно сущее;

5.Всё сущее составляет субстанция;

6.Субстанция - единая и вечная первооснова изменчивого мироздания. Субстанцию образуют во взаимосвязи и единстве материя, форма;

7.Материя, сама по себе лишённая формы есть бытие «в возможности», потенциальное сущее;

8.Форма есть «действительность», т.е. осуществление возможного бытия. Форма есть единое;

9.Единичное бытие есть сочетание «формы» и «материи». Форма придаёт бытие каждому предмету. Форма является сущностью предмета.

10.Форма активна. Предполагая вечное существование мира и вечное существование мирового движения. Аристотель приходит к представлению о перводвигателе мира - бог.

В современном понимании Бытие есть все существующие, весь мир и все его состояния, как возможные, так и действительные, а категория Бытия выступает в качестве предельно общей абстракции, объединяющей все предметы, явления и процессы, все природные объекты и состояния нашего сознания. Выделяют Бытие материальное (объективное) и идеальное

(субъективное). Материальное бытие часто обозначают как Бытие Природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: