Системный - кибернетический подход

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД

СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД.

Одним из старейших является структурный подход - управление организациями на общем уровне её структур и подразделений (хотя редко встречаемый в литературе). Этот подход сформировался из практики военной науки - стратегического и тактического управления подразделениями армии с целью одержать победу. В рамках структурного подхода организационная иерархия является основным объектом и инструментом управления: путем структурных (позиционных, должностных) перестановок можно управлять деятельностью сотрудников и организации в целом.

(Тоже редко встречаемый) Управление организацией можнл рассматривать в терминах ресурсного подхода. Согласно этому взгляду основной задачей менеджера является привлечение, распределение и контроль над ресурсами организации. Традиционно выделяют пять типов основных ресурсов (концепция 5М):

люди (manpower);

деньги (money);

сырьё и материалы (materials);

оборудование и прочие средства производства (mechanisms);

информация и технологии (methods).

Сегодня в качестве особого ресурса всё чаще выделяют время. Высокий уровень турбулентности (изменчивости и непредсказуемости) среды бизнеса приводит к тому, что зачастую скорость принятия управленческих решений становится важнее их качества - лучше совершить, пускай даже и минимально прогнозируемое, действие, чем простаивать и бездействовать.

Наибольшее развитие ресурсный подход получил в работах сторонников Количественной школы или Школы науки управления. Возникшая в начале 50-х годов, количественная школа была ориентирована на оптимальное использование ограниченных ресурсов на основе применения методов математического моделирования, формальной оптимизации и вычислительной техники. Выдающихся успехов сторонникам ресурсного подхода удалось добиться в создании управленческих информационных систем.

Однако управление представляет собой не дискретные действия и решения, а, скорее, непрерывный многоаспектный процесс. Эта особенность менеджмента (организаций) учитывается в процессном подходе.

Менеджмент не может обойтись без применения научных методов. Они помогают при формировании и развитии познавательной базы, имеют особенно большое значение в управлении производством, эффективны при планировании и контроле, играют важную роль в ходе принятия решений, поддающихся алгоритмизации.

Для современного менеджмента характерна многокомпонентная структура, которая предполагает его рассмотрение как «системы менеджмента».

При системном подходе организация рассматривается как система со своим входом (цели, задачи), выходом (результаты работы по показателям), прямыми и обратными связями (между персоналом и руководством, внешними снабженцами и менеджерами, внешними сбытчиками и менеджерами, покупателями и внутренними сбытчиками и т. д.), внешними воздействиями (налоговое законодательство, экономические факторы, конкуренты и т. д.).

Кроме того системный подход применяется для анализа работы организации (системный анализ, факторный анализ хозяйственной деятельности)

Основные цели при системном подходе:

  • исключение противоречивости целей подразделений организации;
  • обеспечение однонаправленности действий подразделений;
  • поиск критических факторов успеха организации;
  • обеспечение факторов устойчивости функционирования организации;
  • обеспечение адаптивности (приспосабливаемости) работы организации;
  • обеспечение совместимости работы подсистем организации (например, подсистемы персонал c подсистемой руководство, подсистемы сбыт c подсистемой покупатели и т. д.);
  • обеспечение эффективной работы обратных связей внутри организации (например, между потребителями и производителями, сбытчиками и производителями, персоналом и руководством и т. д.).
Ознакомимся с основными свойствами систем. Система - это организованная совокупность частей, находящихся во взаимодействии и связи и образующих единое динамичное целое. Ключевыми словами в этом определении являются "взаимодействие" и "связи". Если между частями организованной совокупности нет взаимодействия и связей, то такая совокупность представляет собой комплекс (совокупность), а не систему. Система обладает следующими свойствами: - поведение каждого элемента влияет на поведение всей системы; - систему нельзя разделить на независимые части; - каждый элемент системы обладает такими свойствами, которые утрачиваются, если отделить элемент от системы; - система обладает такими свойствами, которые отсутствуют у ее элементов. Существуют три вида систем: механические, биологические, со­циальные. Самой сложной является последняя, в которую могут вхо­дить две другие, наиболее простой является техническая, которая может быть в составе и биологической системы. Состав системы управления фирмой Любая система управления должна состоять из управляющей и управляемой подсистем, а так же должна иметь вход и выход Элементы системы управления фирмой: 1) органы (субъекты) управления (должности, подразделения); 2) коммуникационные каналы (система связи); 3) набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

Как систему можно рассматривать и понятийный аппарат системы менеджмента, который является организованной совокупностью средств, методов и процессов управления, находящихся во взаимодействии и связи и образующих единое динамичное целое (рис. 2).

    СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА    
   
               
СРЕДСТВА МЕНЕДЖМЕНТА   МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА   ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА
(ЧЕМ?) (КАК?) (КОГДА?)
Кадры и информация. Средства обработки информации Методы сбора, передачи и анализа информации. Методы принятия решений. Методы воздействия на исполнителей. Методы контроля за выполнением решений Последовательность подготовки, принятия и реализации управленческих решений и мероприятий по достижению конечной цели
               

Рис. 2. Состав системы менеджмента

Поскольку ключевым элементом рассматриваемых систем управления являются люди, для менеджмента (как процесса) характерна высокая степень неопределенности.

В МЕНЕДЖМЕНТЕ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЖЕСТКО ОПРЕДЕЛЕННЫХ ПРАВИЛ И АЛГОРИТМОВ - каждое решение, каждый шаг управленца определяются особенностями его личности и контекстом каждой конкретной ситуации. Это роднит менеджмент с искусством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: