Нормы права

Основным элементом структуры права является норма права, т.е. правило поведения обязательного характера, регулирующее общественные отношения.

Правовые нормы обладают рядом признаков, отличающих их от иных правовых явлений:

Ø Всякая правовая норма адресуется людям. Предметом правового регулирования является поведение человека.

Ø Всякая правовая норма имеет общий характер. Это означает, что она не является предписанием совершить конкретное поведение, адресованным одному индивидуальному лицу в одной конкретной ситуации.

Ø Правовые нормы либо издаются государством, либо им санкционируются. Издавать нормы права уполномочены различные органы государства.

Ø Правовые нормы формально определены. Это значит, что знаки, соответствующие значению и смыслу правовой нормы, существую в такой разновидности материальной формы, как письменная форма. Грубо говоря, у правовой нормы всегда существует ее писанный текст.

В составе правовой нормы выделяют следующие элементы:

Ø гипотеза правовой нормы. Иногда этот элемент также называют условиями приложения или условиями действительности правовой нормы. В этой части правовой нормы указывается на:

  • пространственные характеристики, в которых «работает» правовая норма. Строго говоря, речь идет о той территории, на которой находятся субъекты, которым данная правовая норма адресована;
  • далее в правовой норме указывается на временные условия ее действительности;
  • помимо этого в правовой норме указывается на некоторые жизненные обстоятельства, в которых некоторый субъект оказывается в определенное время в определенном месте. В частности в рамках российского права указывается на «обнаружение признаков преступления», «обращение с жалобой», «работу по трудовому договору», «примирение сторон» «действие непреодолимой силы» и т.д.;
  • кроме того, в гипотезе правовой нормы указывается на того, кому и предписано вести или не вести себя каким-либо образом, если он находится в некоторое время в некоторой ситуации в определенных жизненных обстоятельствах.

Ø Следующим элементом правовой нормы является ее диспозиция. В диспозиции задается определенное деяние. К деянию относится действие или бездействие. В диспозиции может указываться только на один вариант деяния («предъявить обвинение»). Диспозиции такого вида называют простыми (иногда их называют абсолютно определенными). В диспозиции может указываться на несколько вариантов деяния. В таком случае это может быть либо сложная диспозиция – если предписывается совершение нескольких деяний (отказать в возбуждении уголовного дела и уведомить об этом заинтересованных лиц); либо альтернативная диспозиция (некоторые варианты изложения таких диспозиций в статьях нормативно-правовых актов иногда называют относительно-определенными диспозициями) – если речь идет о предоставлении выбора того или иного варианта деяния на усмотрению адресата нормы («назначить штраф или лишение свободы»; «назначить от пяти то десяти лет лишения свободы»).

Ø санкция. При этом под санкцией понимаются лишения имущественного (например, штраф), организационного (например, увольнение от должности), личного характера (например, лишение свободы). Следует отметить, что без санкций, т.е. без негативных мер, предусмотренных за неисполнение правовых предписаний нет смысла говорить о правовых нормах.

Существуют следующие основные способы изложения правовых норм в статьях НПА: прямой, а также два ссылочных - отсылочный и бланкетный. Отсылочный и бланкетный способы используются в целях так называемой законодательной экономии, дабы тексты нормативно-правовых актов не были слишком объемными.

Прямой способ. Суть этого способа состоит в том, что в конкретной отдельно взятой статье нормативно-правового акта излагаются все элементы правовой нормы.

Отсылочный способ изложения. При такой форме изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к другим родственным статьям этого же нормативно-правового акта, где находятся недостающие элементы текста нормы права. Например, ч. 1 статьи 112 Уголовного кодекса РФ гласит: «Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшее последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса…».

При бланкетном способе изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта также содержатся не все ее структурные элементы, но имеется отсылка к статьям других нормативно-правовых актов где находятся недостающие элементы текста нормы права. Например, ч. 1 ст. 264 Уголовного кодекса РФ гласит «Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механически транспортным средством, правил дорожного движения…».

6. Правотворчество: понятие, виды. Стадии правотворческого процесса

Правотворчество важная разновидность деятельности государства и иных субъектов правовой системы, правовая форма реализации функций государства. Оно осуществляется любым государством независимо от формы организации государственной власти и направлено на эффективное регулирование наиболее важных общественных отношений в стране. Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования.

Правотворчество – это особая форма деятельности правотворческих органов по созданию, изменению и отмене правовых норм.

Правотворчество, как особый вид правовой деятельности, характеризуется рядом отличительных признаков:

Ø Правотворчество – это особый вид и форма правовой деятельности, направленная на выработку общих правил урегулирования общественных отношений.

Ø Субъектами правотворчества выступают специально уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие правотворческую деятельность в рамках своей компетенции.

Ø Правотворчество направлено на создание, изменение и отмену норм права.

Ø Результатом правотворчества являются нормативно-правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения – нормы права.

Правотворчество это созидательная, творческая деятельность, в процессе которой познаются и изучаются явления, требующие правовой регламентации, определяются потребности общества и государства, осуществление которых должно реализовываться в правовых рамках.

Таким образом, к функциям правотворчества относят следующие: обновление действующего законодательства (издание новых нормативно-правовых актов); устранение (отмена) устаревших юридических норм; восполнение пробелов в праве и устранение коллизий между нормативно-правовыми актами.

С учетом субъектного состава правотворческого процесса выделяют следующие виды правотворчества: народное правотворчество, правотворчество государственных органов и должностных лиц, санкционированное правотворчество.

Ø Народное правотворчество осуществляется в рамках референдума, т.е. путем участия населения страны в принятии законов путем всенародного голосования.

Ø Правотворчество государственных органов и должностных лиц осуществляется в рамках законотворчества и подзаконного нормотворчества.

Ø Санкционированное правотворчество это официальное одобрение и признание государственными органами сложившихся в виде обычаев правил поведения и разрешенная государством правотворческая деятельность местных органов власти, должностных лиц и отдельных негосударственных организаций.

Правотворчество как особый вид деятельности имеет протяженный во времени характер и представляет собой определенные последовательно сменяющие друг друга стадии.

Правотворческий процесс - это установленный соответствующими нормативно-правовыми актами порядок принятия, изменения и отмены юридических норм компетентными органами, обеспечивающими его законность и качество.

Процедура принятия НПА отличается рядом особенностей. Наиболее детально регламентируется порядок обсуждения и принятия законов. Законотворческий процесс проходит в четыре стадии: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и обнародование закона.

Процесс принятие подзаконных НПА также имеет свои особенности. Нормотворческий процесс подзаконного правотворчества осуществляется в несколько стадий. Можно выделить 7 стадий этого процесса:

Ø 1 стадия. Планирование подготовки НПА.

Ø 2 стадия. Подготовка проекта НПА.

Ø 3 стадия. Обсуждение и согласование проекта с заинтересованными руководителями подразделений, управлений и служб.

Ø 4 стадия. Правовая экспертиза НПА.

Ø 5 стадия. Подписание НПА руководителем ведомства, подготовившего данный нормативный акт.

Ø 6 стадия. Регистрация НПА, в оговоренных законом случаях, в Министерстве юстиции.

Ø 7 стадия. Доведение содержания НПА до исполнителей и заинтересованных лиц, в отдельных случаях через специализированные печатные СМИ.

Принципы правотворчества - это основополагающие исходные положения, основные начала осуществления правотворческой деятельности, выражающие сущность правотворчества и обеспечивающие его качество и эффективность.

Следование правотворческим принципам позволяет наиболее полно воплотить волю и интересы граждан, политику государства в тех или иных формах права. К числу основных можно отнести следующие принципы правотворчества: демократизм, законность, научность, профессионализм, гласность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: