История вопроса. Проблема социального назначения права привлекает внимание философов и юристов, пожалуй, с тех самых пор, как существует его философско-правовой анализ.
Сущность и социальное назначение права.
Классовое определение права дано К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего касса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса» - обращение к буржуазии.
Высказанное более ста лет назад положение о сущности права К.Марксом и Ф.Энгельсом, в основе которого идеологический критерий, был преобладающим в социалистической юридической науке.
В настоящее время в юридической науке России сущность права, при сохранении противоречивости в подходах к пониманию права, определяют как «выражение государственной воли»[4]: «сущностью права является выраженная в нем государственная воля; содержанием – закрепленные правом социальные интересы»; праву придается общесоциальная сущность: «… право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей»[5]. «Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане»[6].
Демофен видел социальное назначение права в установлении порядка, которому должны следовать все люди. Цицерон усматривал социально назначение права в том, что оно предписывает необходимые действия и запрещает нежелательные» [7]
Право для того, чтобы выступать в качестве регулятора общественных отношений и выполнять другие функции, должно непременно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют формой права, в других – источниками, а в-третьих, их именуют одновременно и формами, и источниками права.
В большинстве случаев понятие «форма права в учебной и научной литературе рассматривается как синоним понятия «источник права».
«Под источником права в юридическом смысле следует понимать внешнюю форму выражения правовых норм, через которую ее нормативное содержание получает формальную определенность и общеобязательность»[8].
«Анализ юридической литературы и правовой жизни различных стран показывает, что в каждой правовой системе существует огромное разнообразие форм или источников права, И, естественно, не все они имеют равную значимость и выполняют одинаковую регулятивную роль.
Сравнивая между собой Романо-германскую правовую семью и правовую семью общего или обычного права, известный французский юрист-теоретик права Р.Давид отмечает, что если в странах Романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится Закон», т.е. в системе правовых регулятивных средств выделяются прежде всего акты высших законодательных органов – парламентов, то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях». Прецеденты, судебные решения как источник права и регулятивные средства осуществления политической власти выступают при этом на первый план» [9].
Основными источниками права в современных государствах являются:
1. Законы и иные нормативно-правовые акты, принимаемые компетентными органами государственной власти и управления или всенародным голосованием (референдумом).
Нормативно-правовой акт – это основной источник права. Нормативно- правовой акт – это официальный документ, принятый уполномоченным государственным органом и содержащий нормы права. Его признаки: выражает государственную волю, содержит юридические нормы, издается уполномоченным органом, обладает юридической силой, охраняется государством.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два основных вида: законы (нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке органами законодательной власти или референдумом), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения) и подзаконные акты (в них конкретизируются нормативные установления законов).
Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям: 1) по предмету регулирования, акты, регулирующие уголовно-правовые отношения, гражданско-правовые отношения, административно-правовые отношения и др.;
2) по субъекту издания: акты органов государства, акты органов местного самоуправления, акты общественных организаций, акты непосредственного волеизъявления народа (референдум);
3) по сроку действия – неопределенно-длительного срока действия и временные нормативные акты;
4) по юридической силе: а) Законы – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации; б) подзаконные акты – акты Президента, акты Правительства, акты муниципальных органов, локальные акты.
В нашей стране основным источником права являются НПА органов государственной власти. Иерархию нормативно-правовых актов в РФ составляют:
- Конституция РФ;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления и распоряжения Правительства РФ;
- нормативные акты федеральных министерств и ведомств РФ:
- законы субъектов РФ;
- акты органов власти субъектов РФ;
- нормативные акты органов местного самоуправления.