Ния ТСТК

Учебный вопрос. Организационно-правовые основы примене-

Таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий, как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства. Таким образом, таможенный контроль составляет основу, на которой выстраиваются все правоотношения, возникающие в процессе перемещения товаров и транспортных средств.

Все таможенные процедуры вытекают из осуществления таможенного контроля. Любая процедура предполагает проведение контрольных действий должностными лицами таможенных органов: проверка документов, получение объяснений, осмотр и досмотр товаров и транспортных средств и так далее.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного Союза, законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Изучение Таможенного кодекса Таможенного союза позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, определившие основные направления создания целостного организационно-правового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Проект норм, регулирующих проведение таможенного контроля, базируется и на нормах международного таможенного права, в частности на Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Вопросам таможенного контроля посвящен раздел 3 Кодекса - ст. 94 - 109, которые в полном объеме соответствуют и адаптированы с положениями гл. 6 Конвенции Киото и ее стандартными правилами.

Следует обратить внимание на стандартные правила 6.1, 6.3, 6.8 и 6.10, в которых конкретизировано, что все товары подлежат таможенному контролю; таможенная служба при таможенном контроле использует систему управления рисками; таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками ВЭД и таможенная служба оценивает системы электронных коммуникаций участников ВЭД.

Разработчики Кодекса в полной мере учли международные правила и стандарты организации и проведения таможенного контроля:

- переход от исключительного таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите. Такой подход обеспечит таможенному органу реальную возможность регулировать увеличивающийся объем международной торговли, обеспечить экономию ресурсов, а также более интенсивно содействовать торговле;

- приоритет управления рисками как неотъемлемой части таможенного контроля;

- проведение оценки осуществления таможенного контроля с целью поддержания программы контроля на эффективном и высоком производительном уровне;

- осуществление совместных мероприятий таможенными органами;

- широкое использование таможенными органами информационных технологий.

Сделан акцент на том, что таможенный контроль должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, необходимом для того, чтобы отвечать основным целям, и должен осуществляться на основе выборочности с максимально возможным использованием методов управления рисками.

Так должное применение норм Кодекса по проведению таможенного контроля на основе указанных выше подходов позволит должностным лицам таможенных органов на единой таможенной территории:

- сосредоточить внимание на сферах повышенного риска;

- увеличить возможности выявления нарушений таможенного законодательства;

- оказывать содействие добросовестным участникам внешнеторговой деятельности и физическим лицам;

- способствовать ускорению движения международных товаропотоков.

Для понимания правовой природы таможенного контроля необходимо его ясное определение, так как названный контроль является первоосновой и одним из важнейших институтов таможенного права.

В ТК ТС под таможенным контролем понимается "совокупность мер, осуществляемых таможенными органами с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - членов Таможенного союза".

Данное определение совпадает с содержанием наших национальных законодательств, а именно:

Исходя из конституционных принципов таможенного контроля, необходимо подчеркнуть их специфическую особенность.

Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить международным правовым нормам, а также таможенному и иному законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата: "Все, что не запрещено законом, - разрешено".

Принцип уважения прав и свобод субъектов внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством ТС.

Принцип выборочности таможенного контроля - использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.

Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех технических средств, которые безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

Принцип оперативности - установление Правительством Российской Федерации и подчиненным ему властным органам (ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

Принцип сотрудничества таможенных органов с соответствующими органами иностранных государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными службами стран-партнеров посредством проведения совместных мероприятий по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

Принцип эффективности - таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

В связи с этим можно сделать вывод о том, что правовое содержание термина "таможенный контроль" соответствует положениям Конституции Российской Федерации.

Таможенные органы государств - участников Таможенного союза вправе совместно проводить следующие формы таможенного контроля:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: