Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности
Формирование деятельности
В. Регулирующая функция речи
Широко распространенным в обучении видом словесной регуляции является инструкция.
На первых этапах обучения инструкцию следует применять в сочетании с наглядными методами обучения. Всегда надо заботиться о том, чтобы инструкция не содержала незнакомых для ребенка слов и выражений. Сложную словесную инструкцию следует вводить в обучение постепенно.
Обучение предметным действиям проводится на занятиях по самообслуживанию, по развитию игры, по ознакомлению с окружающим миром, на всех видах занятий по трудовому воспитанию и в процессе проведения всех режимных моментов детского сада. Эту работу необходимо проводить постоянно в течение всех четырех лет обучения.
Формирование элементов трудовой деятельности осуществляется на специальных занятиях и в быту, и ведется в двух направлениях. С одной стороны, детей знакомят с трудом взрослых, с ролью труда в жизни всего общества, воспитывают уважение к труду взрослых. С другой стороны, трудовое воспитание ведется при организации практической деятельности детей – при формировании навыков самообслуживания, на занятиях: по ручному труду, в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе.
Необходимость трудиться сообща приводит к тому, что дети начинают ощущать себя членами коллектива, рассматривать свой труд как часть общего труда, гордиться своим вкладом в общий результат. На этой основе может быть сформировано не только уважение к результату своего и общего труда, но и элементы самооценки.
Обучение игре проводиться на специальных занятиях и в специально отведенное для свободной игры, на прогулках.
В программе раздел «Игра» включает три направления обучение сюжетно-ролевой игре, подвижной и дидактической. Занятия по первому направлению проводятся учителем-дефектологом и воспитателем, по двум другим – в основном воспитателем.
На начальном этапе обучения важно создать у детей эмоциональное отношение к игрушке и данной игровой ситуации через взаимодействие со взрослым, а также формировать ориентировочную деятельность детей. С этой целью первые занятия проводятся по обыгрыванию дидактических и сюжетных игрушек.
Особое место в руководстве педагогом игрой детей отводится формированию навыков игрового поведения. Необходимо учить их обмениваться игрушками, играть рядом, воспитывать в них доброжелательность и уступчивость.
Следующей задачей обучения игре является усвоение детьми логики развития бытового сюжета, чтобы дети понимали закономерность развития игрового действия, состоящую в том, что одно из действий является подготовительным по отношению к другому.
В дальнейшем проводится обучение сюжетно-ролевым играм.
Обучение дошкольников сюжетно-ролевой игре должно включать в себя следующие этапы:
– целенаправленное формирование представлений детей о профессии;
– подготовка атрибутов для предстоящей сюжетно-ролевой игры;
– проведение игры, где основную роль берет на себя взрослый;
– развитие и углубление сюжета игры, при котором возможно его видоизменение и дополнение.