Философия нового времени

Философия нового времени развивает идеи мыслителей возрождения о возможности объяснения мира из него самого (естественными причинами), об опоре теории познания на чувственность и опыт, о творческих возможностях человека и другие. Прогресс опытного знания науки и техники требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращёнными к реальному миру. Родоначальником новой методологии науки стал английский философов Френсис Бэкон. Его главный труд «Новый органом». Высшей целью познания Бэкон провозгласил изучение природы, её завоевание и усовершенствование на основе знаний человеческой жизни. «Знание – сила». Но силой знание может сталь лишь тогда, когда оно истинно и основано на понимании действительных причин происходящего. Чтобы получить такое знание, необходима правильная методология. Основным научным методом по мнению Бэкона должна стать индукция. Она заключается в способе рассуждения от конкретного (частного) к общему. Только индукция способна учитывать факты, которые получаются опытным путём. Факты способны как подтверждать определённые теории, так и опровергать. Для того, чтобы знание было истинным, его необходимо так же отчистить от заблуждений (идолов):

1. Идолы рода. Те заблуждения, которые обусловлены самой природой человека.

2. Идолы пещеры. Вызваны социальными предрассудками.

3. Идолы площади. Возникают вследствие общения при помощи слов.

4. Идолы театра. Возникают вследствие подчинения ума ошибочным взглядом.

В истории науки Бэкон выделял два метода:

1. Догматический. Когда учёный начинает рассуждения с общих умозрительных утверждений и стремится вывести из них все частные случаи.

2. Эмпирический. Метод максимального накопления опытных данных.

Лекция №7 (27.03.2010)

Говоря об исследовании природы в этом не посильное созерцание, а намеренное активное испытание, то есть, эксперимент. Бекон выделяет два вида опыта: плодоносный опыт (их цель – принесение непосредственной пользы людям); светоносный (они могут быть не связаны с практической пользой, а направлены на познание законов, свойств, явлений природы). Развитием материалистических идей занимался английский философ Томас Гоббс. Мир – это совокупность материальных вещественных тел. Ничего бестелесного в мире нет. Именно материя является носителем (субъектом) всех свойств и изменений. Сознание мышления так же является свойством материи. Все изменения в мире можно свести к механическому перемещению элементов, которые составляют тела. Даже духовная жизнь, которая слагается из ощущений, сводится к движению и усилиям. Поэтому, и люди и животные – это механизмы, которые определяются внешними силами. Одушевлённые механизмы отличаются от неодушевлённых тем, что у первых есть органы, способные сохранять прежние впечатления, а так же, сравнивать их между собой. Гоббс отрицал душу как субстанцию, считал, что вера в бога и в бессмертие души – это продукт человеческого воображения. Основной интерес для Гоббса представляла теория государства. Он разделял историю человечества на два периода: естественное состояние и гражданское состояние. В естественном состоянии не было государства и каких-либо правовых институтов. Каждый человек стремился к реализации своих прав и интересов, которые неизбежно сталкивались с правами и интересами других людей. В силу этого, естественное состояние Гоббс называет войной всех против всех. Однако, в природе людей заложены не только эгоистические начала, но и те, которые побуждают людей искать выход из естественного состояния. Эти начала – страх смерти или инстинкт самосохранения, а так же, естественный разум как способность рассуждать о позитивных результатах своих поступках. Страх смерти побуждает людей объединяться, а естественный разум подсказывает: на каких условиях это возможно сделать. Условие объединения представляет собой естественные законы (необходимо стремиться к миру и следовать ему; необходим отказ каждого от своих прав в той мере, в какой это требуют интересы мира; люди обязана выполнять заключённые ими соглашения, так как иначе соглашения не будут иметь смысла + ещё 16 естественных законов). Естественные законы побуждают индивида желать из осуществления, но сами по себе не могут заставить действовать в соответствии с ними. Необходима силе, способная ограничить произвол и определить: что является правом человека, а что нет. Такой силой, по мнению Гоббса, является государство. Гоббсу свойственна договорная теория государства (государство учреждается людьми путём взаимной договорённость между собой; люди в результате этого договора передают власть над собой единому лицу). Государство – это суверен, который использует силы всех людей так, как он считает необходимым. Люди, заключив договор отказались от части свой свободы в пользу суверена. Запрет изменять форму правления, протестовать против решений суверена и запрет стремится освободиться от власти суверена. Власть суверена абсолютна. Тот, кому она вручена, не связан никакими не естественными, не гражданскими законами. Суверен сам издаёт и отменяет законы, объявляет войну, назначает должностных лиц, разрешает споры. Полномочия суверена неделимы. «Делить власти государства – значит разрушать его, так как разделённые власти взаимно уничтожают друг друга». На смену естественным законам приходят гражданские законы. Государство гарантирует своим подданным свободу делать всё то, что не запрещено законом. Однако, суверен должен руководствоваться исключительно благом народа (в теории Гоббса нет механизма, руководствующегося благом народа). У народа лишь в нескольких случаях сохраняется право на восстание против государственной власти. Это право возникает только тогда, когда суверен вопреки естественным законам обязывает подданных убивать и калечить самих себя. И когда суверен запрещает защищаться от внешних врагов.

Тесно примыкает к Гоббсу другой английский учёный Джон Локк. Локк обосновал теорию познания, которая опирается на чувственные опыты. Такие теории познания носят название сенсуализма. По его мнению, источником всех человеческих идей может быть только опыт. Этот опыт приобретается посредством взаимодействия органов чувств и внешних объектов. Сознание родившегося ребёнка подобно чистой доске, на которой будут отпечатываться впечатления по мере развития опыта. Все качества Локк делит на первичные, то есть, принадлежащие самим предметам (плотность, протяжённость, форма, движение, число) и вторичное качество (те, которые кажутся нам принадлежащим вещам, а на самом деле, являются результатом взаимодействия наших органов чувств с вещами). Локк следует договорной теории происхождения государства. Он так же разделяет естественной и гражданское состояние людей. Однако, естественное состояние он рассматривает как счастливое время, когда люди могли реализовывать свои естественнее права. Недостатком естественного состояния является отсутствие судебных органов. Люди договариваются или соглашаются учредить государство для охраны естественных законов. В теории Локка в гражданском состоянии не происходит отказа людей от естественных прав и свобод. Напротив – гражданские законы являются выражением и продолжением естественных законов. В соответствии с этим, всякий раз, когда государство посягает на естественные права человека, у народа возникает право на восстание. Локк считает, что в государстве должен быть реализован принцип разделения властей, чтобы избежать узурпации власти.

Новый подход к познанию разработал Рене Декарт. Теория познания Декарта носит название рационализма. Этот рационализм – это прямая противоположность сенсуализму и предполагает опору на разум в процессе познания. Декарт считал, что Бог существует. Он сотворил мир, придал ему движение и дал ему законы, по которым далее мир развивается самостоятельно. Такая теория называется деизмом. Декарт выдвигает гипотезу естественного происхождения жизни на Земле по законам природы. В теории познания он считал необходимым начинать рассуждение с максимально достоверного знания, с того, что не подвергается сомнению. Человек может сомневаться во всём: в существовании внешнего мира, материальных объектов, существовании собственного тела, но человек не сомневается в том, что как сомневающийся мыслящий субъект он существует («Я мыслю – следовательно, существую»). Существование мысли для нас даже более достоверный факт, чем существование материи. Однако, Декарт утверждает, что в мире существуют две независимые друг от друга субстанции. Одна субстанция – материальная, её свойством является протяжение, друга субстанция – духовная, и её свойством является мышление. Такая теория (в основу мира кладутся две субстанции независящие друг от друга) называется дуализмом. В зависимости от того, сколько субстанций кладётся в основу мира все философские концепции могут разделяться на: монизм (одна субстанция), дуализм (две субстанции) и плюрализм (много субстанций). Эти две субстанции соединяются в человека и у Декарта возникает психофизическая проблема. Декарт считал, что нужно начинать рассуждения с ясного и отчётливого и это ясное и отчётливое – есть врождённые идеи, которые не даются нам в опыте. Декарт предлагает четыре правила:

1. Принимать за истинное лишь то, что не подлежит сомнению.

2. Дробить каждую проблему на части, чтобы её лучше решить.

3. Переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не допускать пропусков в рассуждении.

Лекция №8 (03.04.2010)

Проблемы Декарта разрешаются философией ещё одним философом Бенедиктом Спинозой. Его основная идея состоит в том, что существует лишь одна субстанция, которая есть причина самой себя. Это самостоятельная субстанция, которая является причиной самой себя, которая не нуждается ни в чём внешнем для своего существования. Она всё из себя порождает. Субстанцию Спиноза называет природой-Богом. Учение Спинозы – это пантеизм (учение, по которому всё существующее есть Бог). Субстанция эта самостоятельная, ничем не обусловленное бытие. Всё то, что мы видим есть проявление субстанции. Сама субстанция и модусы соотносятся как прямая линия и точки на этой линии. Субстанция проявляется только в модусах, она существует только в форме наличных модусов. Природа существует независимо от ума и вне ума. Она бесконечна, основными неотъемлемыми свойствами субстанции является протяжение и мышление. Основное неотъемлемое свойство субстанции Спиноза называет атрибутом. Человек часть природы, он подчиняется природной необходимость и природным законам, а поскольку, всё в природе закономерно обусловлено и необходимо – абсолютной свободы нет, свобода – это познанная необходимость, то есть, ясное, чёткое представление о том, что свершится по необходимости и умение соотнести свои действия с этим знанием. Свобода проявляется в осмысленных действиях человека и в господстве разума над чувствами. Спиноза принимает теорию государства Гоббса, но высшей формой правления считает демократическую форму правления. Всесилие государственной власти должна ограничиваться требованием свободы и разума. Управление посредством страха не является добродетельным. Людьми нужно руководить так, чтобы они не чувствовали этого, а считали, что действую по собственной воле.

Немецкая классическая философия

Имануил Кант. Творчество Канта условно можно разделить на два больших периодов. Первый длится до начала 70-х годов XVIII века. В этот период Канту свойственно утверждение в том, что философия может быть построена и обоснована лишь с опорой на разум без обращения к опытным данным. Его работы этого периода важное место занимают проблемы естествознания и философии природы. Пишет «Всеобщая история и теория неба». В ней он выдвигает гипотезу о том, что солнечная система возникла из огромного облака разреженные в пространстве частиц материи и развилась до своего нынешнего устройства благодаря законам природы, важнейшие из которых, законы Ньютона. Кант исключает теорию о первотолчке и вся солнечная система развивается у него самостоятельно. В этот период Кант находится под влиянием идей Декарта, Лейбнейца, Юма.

Второй период носит название Критического. Противоположность догматическому методу рационалистической философии XVII века Кант утверждает, что в науке необходима опора на опыт. Не стоит слепо доверять ни разуму ни чувствам, а следует предпринять критический объективный анализ человеческих познавательных способностей. Нужно определить их природу, сущность и возможность (пределы). Нужно установить законы разума и его границы. Целью исследования Кант считал не изучение свойств субстанции и мира вообще, а анализ познающего субъекта, то есть, человека. Кант утверждал: особенности субъекта определяет сам объект знаний. Если изучить субъекта, то возможно установить субъективные и объективные элементы знания. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» и другие. Кант, рассматривая субъекта, разделяет его на эмпирический субъект и трансцендентальный субъект. Эмпирический – человек, рассмотренный с точки зрения своих индивидуальных психологических особенностях. Трансцендентальный субъект – это тот же субъект, только рассмотренный с точки зрения общих для человека вообще познавательных способностей и качеств. Канта интересует вопрос о том, почему знания, получаемые субъектом, объективны (имеют значение не только для одного субъекта, а для масс). Объективность и его значимость определяется трансцендентальным субъектом. Философия Канта носит название трансцендентальной философии. В ней практически нет антологии. Основную роль играет гносеология. Канта интересует так же вопрос о том, почему знания об объекте соответствуют самому объекту. Знания об объекте соотносятся с самим объектом по тому, что в процессе сознания мы не пассивно созерцаем объект, а конструируем его. Мы порождаем идеализированные объекты, которые потом и познаём. Происходит это в результате синтеза, чувственности и рассудка. Кант приходит к выводу, что всеобщие знания не могут быть получены непосредственно из опыта, поскольку опытные знания всегда лишь вероятность. Чего-то там априорны. Каждая из наших познавательных способностей (чувство, рассудок и разум) имеет свои доопытные априорные формы. На стадии чувственности таких априорных форм две: это пространство и время. Пространство и время – это не форма бытия вещей, они не принадлежность мира, они формы нашей чувственности. Уже на стадии чувственности мы начинаем конструировать объект познания, упорядочивая полученные чувственным путём опытные знания при помощи пространства и времени. Пространство – это форма внешнего созерцания, а время – это форма внутреннего созерцания. Упорядоченные пространством и временем ощущения становятся восприятиями и переходят на стадию рассудка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: