Общественные отношения. Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки

Военное дело кочевников.

Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. По сведениям Геродота скифское войско никто не мог покорить, они внезапно появлялись, наносили удар и также быстро исчезали. По обычаю перед походом скифы садились на шкуры жертвенных животных. Считалось, что придает воину мужественность и силу.

У кочевников существовала своя структура войска, которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. До сближения с врагом пешие воины находились за спинами конников. Сначала они стреляли отравленными стрелами, а затем использовали топоры, пики и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия. Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение, продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя фалангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху. Войско состояло из пяти племен. По ходу военных действий, при необходимости, построение войска менялось. У кочевников были свои знамена.

В традиционном казахском обществе существовало следующая система деления:

-ел – страна проживания, куда входит весь казахский народ.

- жуз- объединение по принципу однокровных родственных отношений.

-племя- это объединение нескольких родов.

-род- коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, начинаются от седьмого предка и охватывают 15-20 поколений.

У каждого рода был свой регион кочевий, родовая тамга (знак собственности). Казахские роды и племена тесно сотрудничали между собой. При войнах, джутах, стихийных бедствиях всем родом менялось место жительства. Казахский народ представлял собой традиционное общество, разделенное на разные социальные слои. В нем были богатые, средние и бедные слои населения. Самое тяжелое положение было у кулов (слуг), но они не являлись значительной социальной группой и не играли никакой роли в производственных отношениях. Высшая власть принадлежала хану. Избранного хана обмывали молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. Ханами могли быть только потомки чингизидов. У казахского хана были помощники, советники, бии, своя гвардия, делопроизводители-администраторы, государственные служащие. Хан руководил страной с помощью своих представителей в каждом жузе. Вопросы общегосударственной важности обсуждались на курултае с участием представителей всех трех жузов. Большая роль принадлежала советам биев. На местах власть сосредоточена в руках авторитетных аксакалов рода. Они разрешали споры за землю, за имущество вдов, следили за исполнением род, его обычаев и заповедей предков. В обществе кочевых казахов особое место отводилось батырам. Они защищали от врагов родную землю, страну, воспитывали у молодежи чувство патриотизма, обучали юношей военному искусству. Создателями духовной культуры, и идеологии кочевников были сказители и жырау. Большую роль играли шаманы, лекари, предсказатели. Лекари прекрасно владели методами лечения травами, оберегали кочевников от инфекционных заболеваний. В кочевом обществе имелись всевозможные мастера по всем отраслям хозяйственной деятельности. Высоко ценили кузнецов, а их инструменты считались священны. Юртовщики делали деревянные детали для юрт. Коневоды готовили к байге скакунов. С принятием исламской религии возросла роль ходжи и мулл.

Таким образом, казахское общество с сильными традициями кочевой жизни являлось многоступенчатой структурой, обеспечивавшей все необходимые условия для существования этноса.

ТЕМА № 19: Духовная культура кочевников.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: