В некоторых отраслях действуют сотни и даже тысячи мелких и средних компаний, ни одна из которых не владеет значительной долей рынка. Соответственно данные отрасли действуют без явного лидера.
Причины существования:
- Низкие барьеры входа. Мелкие компании могут существовать с крупными (производители хлебобулочных изделий и колбас);
- Отсутствует экономия на масштабах (выпечка хлеба);
- Покупателю требуется небольшое количество товаров (производство кирпича);
- Рынок использования товара или услуги ограничен географически (поставка горячей воды с ТЭЦ);
- Спрос на рынке велик и разнообразен, и для удовлетворения покупателей требуется большое количество фирм (одежда, обувь, общественное питание, бытовые услуги);
- Высокие транспортные издержки ограничивают разумный радиус действия фирм (Московское молоко);
- Местные правила и обычаи отличают одну географическую зону от другой;
- Отрасль может быть настолько новой, что ни одна из фирм не имеет ни ресурсов, ни опыта для завоевания доминирующей доли рынка.
|
|
В отрасли данного типа необходимо четко выбрать свой тип стратегии. В сегментированных отраслях компании могут использовать любую стратегию — широкую и сфокусированную, по издержкам, за счет дифференциации, на основе оптимального сочетания цены и качества.
Оптимальными считаются следующие стратегии конкуренции.
1. Создание стандартных подразделений компании. Этот стратегический подход часто применяется в розничной торговле и ресторанном бизнесе с их многочисленными торговыми точками.
2. Завоевание лидерства no издержкам. Если ценовая конкуренция достаточно интенсивна и ведет к снижению прибыльности, компании могут избрать стратегию минимальных издержек, включая снижение накладных расходов, повышение производительности труда при низкой заработной плате, гибкую политику приобретения капитальных активов и формирование корпоративной культуры максимально эффективного функционирования.
3. Товарная специализация. Если сегментированная отрасль включает обширный перечень услуг или товаров с широким модельным рядом, то концентрация на одном виде товара или услуги может оказаться очень эффективной.
4. Потребительская специализация. Компания может сосредоточиться на обслуживании той или иной группы потребителей, например, с высокой ценовой чувствительностью или требующих специфических потребительских свойств товара, специального обслуживания и пр.
5. Географическая специализация. Если компания в сегментированной отрасли не может рассчитывать на большую долю отраслевого рынка, ничто не мешает ей бороться за лидерство на географическом рынке.