1. Особенности государственного устройства древней Индии.
2. Источники права древней Индии, основные черты древнеиндусской правовой культуры.
Возникновение Индии описано в письменных памятниках. Но эта история отражена во множестве фактов так, что мы можем представить государственное устройство и режим Индии. На территории Индии общество возникло в 4000 - 3000 до н.э. История индийской государственности стала изучаться с момента приобретения Индией независимости. Санскрит возник в 900 - 800 годы до н.э. Власть в Индии была не родоплеменная, а территориальная. Публичная власть действовала в отношении не одного этноса, а в отношении территории.
Возникло государство в 5-6 веках до н.э., в центре - Могатха. Это была империя, просуществовала она около 300 лет. В рамках этой империи сохранялась некоторая автономность общин, иных мелких территориальных единиц. Следующее государство на территории Индии - Империя Нандов, видимо, выходцы из народа пытались создать государство в соответствии своим соображениям. Просуществовало государство до наступления Александра Македонского. Он, после первой битвы, в которой он победил, не испугался огромного количества войск Нандов, однако советники Александра уговорили его не наступать.
|
|
Нанды не пользовались популярностью, восстание под предводителем Чандрагупта из рода Маульев оказалось успешным. Также им были разбиты войска Александра Македонского. Новая империя просуществовала не долго, но оставила большой след. Впервые в рамках этой империи был создан развитый бюрократический аппарат. Но т.к. у власти были высшие слои - родоплеменная культура продолжала существовать. Родоплеменые республики - Ганны. Собирались налоги, велась перепись населения, была армия, однако сохранялась самостоятельность местных территориальных структур. Существовали агенты государства, которые решали различные государственные дела. Но знать управляла, опираясь на семью/коллектив, существовал паришат - совет при императоры. Проводились съезды (подобие земских соборов). В 180 году до н.э. государство распалось.
Вплоть до 2 века на территории Индии шла борьба между маленькими государствами. Кушанские племена (азия), захватив Индию, объединили её. Кушанская империя просуществовала 2 века. В конце 3его века она распалась.
Основали новое крупное государство Гупты - империя Гуптов. Просуществовало до 6ого века, мощная империя, но, опять же, распалась. Территория Индостана была разрезана реками на части - естественные границы, объединить государство не легко. В Индии очень рано возникли структуры самоорганизации общества.
|
|
Варновая система - основа общественной организации в Индии. Возникла 1200 - 1100 лет до н.э. Возникла кастовая система. Полностью сформировалась в 900 - 800 годы до н.э.
Брахманы, кшатри, вайши, шудры.
Брахманы сохраняли культурное наследие, это интеллегенция. -|
Кшатри были воинами. Они также были управляюшими. > Получали образование.
Вайши общинники, скотоводы, земледельцы и т.д. -|
Шудры - слуги.
Варны - деление населения по функциям. Касты - по профессии. Орган управления в касте - пальчеят. Принадлежность к касте важнее, чем принадлежность к варне.
Люди, не принадлежащие к какой-либо касте - неприкасаемые.
Рабы - даса. Но рабство было мягкое.
Термин древнеиндийское право не имеет содержания: характерная черта Индии это политэизм. Каждая из систем вырабатывала своб правовую культуру. Самой развитой культурой стал Индуизм. Частью индуизма была и правовая культура. Нужно отметить, что термина "права" вообще не было. Это было частью более широкого понятия - дхарма. Источниками права были прежде всего не законы, а некие книги, излагавшие нормы мирового порядка. Творцы права в Индии - боги (ману и др.).
Наряду с дхармой существовало понятие артха. Дхарма выражает должное, то, что люди должны делать, а артха - сфера, в которой люди свободны, стремление к выгоде, но польза здесь означает другое - благоденствие. Артхашастра достигается путем совершения дхармы. Артха - стремление к процветанию путем создания четкой системы управления. Артхашастра это тоже жанр брахманской деятельности.
Кама - сложное понятие. Оно также тесно связано с дхармой и артхой. Кама - духовное наслаждение, гармония соединения противоположностей. Кама выражалась в камасутрах, также излагалсь брахманами.
Главнейшая среди трех - дхарма. Первые учения распостранялись устно. Это отражается в самих трактатах, т.к. они писались афоризмами или стихами. Веды - источник индуизма, в них все изложенно. Веды выступали в различных видах: ригведа, адхармаведа (изложение различных ритуалов), самоведа (речь при адхармаведе), яджурведа(заклинания).
Веды лишь освящали трактаты о дхарме, артхе и каме. Эти трактаты назывались запомненные (смрите). Например манусмрите. Афоризм - сутра. Было множество трактатов, он назывались названиями школ, которыми издавались.
Дхармашастры - второй этап развития устного придания о дхарме (2 век до н.э. - 2 век н.э. и даже 4 - 6 век н.э.). Это произведения нескольких поколений брахманов. Дхармашастра яджнавалки - 2 по значимости.
Дхармашастра ману - описание мироустройства.
Суд. Рассмотрен в дхармашастре (8 глава), однако это лишь наставления. Было развито понятие вины.
Дхармашастра - религиозно-этический трактат.
Артхашастра - более этический трактат.
Нарадасмрите - самый правовой трактат. По сути это раскрытое содержание 8ой главы ману.
Стадии ученичества, домохозяина, отшельничества, аскета.