Цели управления персоналом
Эффективное использование человеческих ресурсов организации для достижения целей как организации, так и работника.
Управление персоналом – это комплекс экономических, административных, социально-психологических мероприятий, направленных на создание условий для эффективного использования ресурсов организации.
Задачи управления персоналом:
· обеспечение высококвалифицированным и мотивированным персоналом
· организация вознаграждения за выполненную работу
· постоянное совершенствование системы мотивации
· организация и реализация программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения и развития персонала организации
· создание и поддержание безопасных условий труда
· создание и поддержание благоприятного микроклимата в коллективе
· нормативно-правовое обеспечение взаимодействия администрации и работников
· создание условий для профессионального и делового продвижения
· обеспечение высокого качества трудовой жизни
· оценка персонала организации
Функции управления персоналом:
1) планирование качественных и количественных характеристик для обеспечения потребностей организации в персонале
2) наем, подбор, отбор, привлечение, адаптация и высвобождение
3) организация деятельности работников
4) организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучение и развитие
5) организация вознаграждения, мотивации и компенсации
6) организация безопасных условий труда
7) регулирование трудовых отношений
Какие функции выполняются для решения задач управления персоналом?
Функция | Задачи |
планирование качественных и количественных характеристик для обеспечения потребностей организации в персонале | |
наем, подбор, отбор, привлечение, адаптация и высвобождение | |
организация деятельности работников | создание и поддержание благоприятного микроклимата в коллективе |
организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучение и развитие | обеспечение высококвалифицированным и мотивированным персоналом организация и реализация программы подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения и развития персонала организации |
организация вознаграждения, мотивации и компенсации | организация вознаграждения за выполненную работу постоянное совершенствование системы мотивации |
организация безопасных условий труда | создание и поддержание безопасных условий труда |
регулирование трудовых отношений | нормативно-правовое обеспечение взаимодействия администрации и работников обеспечение высокого качества трудовой жизни |
Система управления персоналом (является подсистемой в общем управлении):
1) Планирование и маркетинг
2) Управление деятельностью
3) Управление мотивацией и поведением
4) Управление условиями труда
5) Управление трудовыми отношениями
6) Управление развитием персонала
7) Управление социальным развитием
8) Информационное обеспечение
9) Развитие организационной структуры управления персоналом
Система управления персоналом и ее подсистемы зависят от ряда специфических характеристик самой организации:
1) Вид деятельности
2) Организационно-правовая форма
3) Вид собственности
4) Стратегии организации
5) Миссии организации
6) Организационная культура
7) Условия деятельности организации (ретроспективная, в настоящее время и прогнозируемая (перспективная))
8) Масштаб предприятия (штат и основные средства)
9) Организационная структура
Система управления персоналом может находиться в руках верхушки, может взаимодействовать с другими системами, а может подчиняться.
ДЗ: выбрать организацию. Собрать всю характеристику по этим параметрам (см. выше). Описать в виде схемы систему управления персоналом в этой организации (линейная, линейно-функциональная, кому подчиняется).
Характеристику можно дать в самой тетради в теме «Проектирование модели эффективного менеджера».
Схему организационной структуры разместим в другой практической работе. Она называется «Планирование продвижения работника по службе».
Все эти данные по предприятию нам нужны для практической работы.
Стратегии управления персоналом
1. Миссия организации отражает отношение к потребителю, работникам организации.
2. Генеральная цель
3. Стратегия – определяет, какими способами будет достигнута цель.
Стратегия управления персоналом находится в подчинении общей стратегии организации. Чтобы реализовать стратегию управления персоналом, мы будем использовать философию, кадровую политику и все методы управления, которые объединяются в систему управления персоналом.
Кадровая политика – это комплекс мероприятий, включающий общую политику компании, правила, нормы и традиции, организационную культуру для реализации общей стратегии компании. Кадровая политика находится в подчинении стратегии управления персоналом.
Основные направления мероприятий и работ кадровой политики
Наем и подбор персонала
Обучение
Развитие
Мотивация и вознаграждение
Продвижение
Ицхак Айдизес
Он сравнивает развитие организации по модели развития человека: рост, зрелость, старение. В каждой из стадий имеются определенные промежутки, шаги, которые выполняет предприниматель.
Фазы стадии роста:
1. Зарождение
2. Младенчество
3. Давай-давай, вперед и больше
4. Юность
Фазы стадии зрелости:
1. Расцвет
2. Стабильность
Фазы стадии старения:
1. Аристократия
2. Ранняя бюрократия
3. Бюрократия
4. Стагнация
5. Ликвидация