Тема 2. Сущность инвестиционной стратегии

Рис. 1. Система стратегий промышленного предприятия

Генеральная стратегия определяет деятельность предприятия в целом, рассматривает вопросы выбора сферы бизнеса для предприятия, главные ориентиры успешного функционирования, цели и задачи предприятия. На данном уровне принимаются решения о формировании бизнес-портфеле хозяйствующего субъекта. Основной целью генеральной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции для получения максимального экономического эффекта функционирования предприятия.

Конкурентные стратегии описывают способ достижения конкурентных преимуществ на выбранном товарном рынке. Данные стратегии направлены на улучшение конкурентной позиции товаров и услуг, рассматривает перспективы по выработке новых продуктов и отказа от существующих нерентабельных товаров, раскрывает производственную, ценовую, рекламную, сбытовую политики предприятия на определенном сегменте рынка.

Функциональные стратегии конкретизируют действия отделов и служб на уровне производственных подразделений предприятия. Таким образом, каждая функциональная структура (производство, маркетинг, финансы, НИОКР и т.д.) планируют свой способ достижения генеральной и конкурентной стратегией.

Согласно данной схеме, все разновидности поведения предприятия в современных условиях можно свести к трем основным видам: рост стабильность и выживание.

Стратегию роста целесообразно применять в динамично развивающихся отраслях, на ранних стадиях жизни продукта, в условиях быстрого изменения технологий, так как данная стратегия характеризуется высокими темпами развития финансовой деятельности. Стратегия роста реализуется через три типа конкурентных стратегий:

§ вертикальная интеграция заключается в распространении хозяйственной деятельности на новые сферы через механизмы слияния и поглощения поставщика (вертикальная нисходящая интеграция) или потребителя (вертикальная восходящая интеграция)

§ горизонтальная интеграция представляет собой объединение или скупку предприятий конкурентов, выпускающих аналогичную продукцию.

§ стратегия «первого хода» означает, что компания предлагает на рынок принципиально новый продукт или услугу, получая при этом конкурентное преимущество в данном бизнесе или в конкретном регионе.

Стратегия стабильности – это сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка. Обычно используется крупными фирмами, которые доминируют на рынке. Конкретным выражением этой стратегии могут быть усилия фирмы, направленные на то, чтобы избежать государственного контроля и/или наказаний за монополизацию (способ действий многих российских фирм-монополистов). Стратегия стабильности включает в себя три конкурентных стратегии:

§ лидерство по издержкам;

§ фокусирование на определенном сегменте рынка;

§ дифференциация продукта.

В таблице приведен сравнительный анализ конкурентных стратегий.

Таблица 2

Сравнительный анализ конкурентных стратегий

Стратегии Необходимые ресурсы и требования Преимущества Недостатки
Стоимостное лидерство - оптимальное по размерам производство; - оптовая реализация продукции; - максимальная механизация и автоматизация процессов производства; - жесткий контроль себестоимости; - интенсивное использование персонала. - рост объема продаж и прибыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой ценой; - наличие резервов при повышении цен на сырье, материалы, комплектующие, изделия и полуфабрикаты; - гарантированное получение прибыли в случае снижения конкурентами своих цен; - вытеснение товаров-заменителей; - создание имиджа добросовестного партнера, заботящегося о бюджете потребителей; - в сочетании с фокусированием дает еще большую прибыль. - угроза отставания в технологии; - пренебрежение маркетинговыми исследованиями; -угроза снижения качества продукции; - копирование конкурентами методов работы; - изменение предпочтений потребителей; - не сочетается со стратегией дифференциации.
Дифференциация - высокий уровень подготовки персонала; - проведение собственных НИОКР; - наличие мощной службы маркетинга, широкой сети розничной и мелкооптовой реализации продукции; знания и умения недоступные конкурентам; грамотная рекламная компания; репутация лидера в технологии и качестве продукции; - творческий персонал и грамотный менеджмент. - дополнительный рост объема продаж и получение сверхприбыли за счет завоевания групп потребителей на базе превосходства в технологии, качестве, в гарантийном и послепродажном обслуживании; - ужесточение входного барьера в отрасль за счет наличия сформировавшихся предпочтений потребителей; - наличие больших резервов пи ценовых скачках на рынке комплектующих изделий; - создание имиджа надежного партнера, заботящегося о специфических требованиях потребителей. - дифференциация не устойчива; - угроза появления новых технологий; - пренебрежение к ценовой политике (завышенная цена на продукцию); - изменение предпочтений потребителей.
Фокусирование -наличие всех вышеперечисленных элементов организационной структуры получение сверхприбыли на рыночном сегменте -потеря привлекательности продута для выбранного сегмента из-за размывания границ между сегментом и рынком в целом; - исчезновение спроса на продукт на рынке;

Стратегия выживания. Применяется в случаях, когда выживание фирмы находится под угрозой. Её разновидностями являются следующие:

а) стратегия разворота – используется, если фирма действует неэффективно, но ещё не достигла своей критической точки. Она выражается в отказе от производства нерентабельной продукции, сокращении излишней рабочей силы, закрытии плохо работающих каналов распределения и в дальнейшем поиске механизма повышения эффективности использования ресурсов. В случае получения положительных результатов от использования стратегии разворота, в дальнейшем можно перейти к стратегии роста.

б) стратегия отделения. Используется в случаях, когда компания включает несколько видов бизнеса и при этом имеются плохо работающие единицы. В этом случае производится отказ от последних – продажа этих деловых единиц или превращение их в отдельно работающие фирмы.

в) стратегия «сбор урожая». Предполагает отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимального получения доходов в краткосрочной перспективе. Эта стратегия применяется по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан, но может принести доходы во время "сбор урожая". Данная стратегия предполагает сокращение затрат на закупки, на рабочую силу и максимальное получение дохода от распродажи имеющегося продукта и продолжающего сокращаться производства. Стратегия "сбора урожая" рассчитана на то, чтобы при постепенном сокращении данного бизнеса до нуля добиться за период сокращения получения максимального дохода.

Как видно из рис. 1, инвестиционная стратегия предприятия относится к функциональным стратегиям, т.е. направлена на реализацию главной стратегии фирмы. Под инвестиционной стратегией мы будем понимать систему долгосрочных целей инвестиционной деятельности предприятия, определяемых общими задачами его развития и инвестиционной идеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.

Инвестиционная стратегия определяет:

• приоритеты направлений инвестиционной деятельности;

• формы инвестиционной деятельности;

• характер формирования инвестиционных ресурсов предприятия;

•последовательность этапов реализации долгосрочных инвестиционных целей предприятия;

• границы возможной инвестиционной активности предприятия по направлениям и формам его инвестиционной деятельности;

• систему формализованных критериев, по которым предприятие моделирует, реализует и оценивает свою инвестиционную деятельность.

Необходимость разработки инвестиционной стратегии предприятия определяется изменениями условий внешней и внутренней среды. Эффективно управлять инвестициями возможно только при наличии инвестиционной стратегии, адаптированной к возможным изменениям факторов внешней инвестиционной среды, иначе инвестиционные решения отдельных подразделений предприятия могут противоречить друг другу, что будет снижать эффективность инвестиционной деятельности.

Изменение факторов внутренней среды предприятия может быть связано с кардинальными изменениями целей его операционной деятельности или с предстоящими изменениями в стадии жизненного цикла. Открывающиеся новые коммерческие возможности меняют цели операционной деятельности предприятия. В этом случае разработанная инвестиционная стратегия обеспечивает прогнозируемый характер возрастания инвестиционной активности предприятия и диверсификации его инвестиционной деятельности.

Поскольку каждой стадии жизненного цикла предприятия присущи характерные ей уровень инвестиционной активности, направления и формы инвестиционной деятельности, особенности формирования инвестиционных ресурсов, инвестиционная стратегия позволяет адаптировать инвестиционную деятельность предприятия к изменениям его экономического развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: