Рынок государственного внешнего долга

Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политический условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.

Специфика формирования внешнего долга обуславливает особенности его структуры. Прежде всего речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашение по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того около 6 млрд долл. (примерно 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, использованных долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.

К началу 2003г. долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами».

Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Ваа1-Ваа3 (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Modys).

В частности, в соответствии со сложившейся практической оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находится на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) – на уровне 13-14%. Последний показатель России составил около 11,9% и увеличился до 14,3% в 2003г. вместе с тем показатель отношения общего объема lkuf к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).

По другим параметрам Российская Федерация превосходит значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при продаже базового сценария макроэкономического прогноза и сохранения позиции России в качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга были полностью сформированы к началу 2005г.

Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.

Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежа репутация суверенного заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящие время этих условий у Российской Федерации создают необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденций к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.

В этой связи основными целями в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:

1.Обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынке внешних заимствований на выгодных условиях;

2.Расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;

3.Активное управление внешней задолженности с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживание имеющихся пиков платежей по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008гг.

4.Существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;

5.Наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации

6.Проведение сбалансированной политике в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получение его инвестиционного рейтинга в 2005г.

Итоги исполнения программы государственного внешнего заимствований Российской Федерации за 2005г. следующие. Сума использования по кредитам международных кредитных организаций составила 390,36 млн. долл. (по утверждению федеральным законом о «о федеральном бюджете на 2005г» перечню 1 программы государственного внешнего заимствовании. Российской Федерации на 2005г. – 952,42 млн долл), т.е. сумма фактического использования составляет 41% прогнозного объема использования средств займов. Уменьшения суммы использованной по займам Vaj gjпо ношению к объему запланированному в федеральном бюджете, обусловлено прежде всего более медленным чем планировалось темпами расходования займов МФО и задержки в реализации ряда действующих проектов.

Проведены переговоры делегации РФ и МБРР по соглашению о займе в рамках подготовки проекта Развития системы государственной регистрации прав на недвижимость. Вступили в силу соглашения о займе по следующим проектам:

- повышение инвестиционной привлекательности г.Казани (сумма займа МБРР – 125 млн долл);

- Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета (сумма займа МБРР 80 млн долл)

- Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости (сумма займа МБРР 100 млн долл)

- Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (сумма займа СИБ 40 млн долл)

- Информатизация системы образования (сумма займа МБРР 100 млн долл)

- Экономическое развитие г.Санкт)Петербурга (сумма займа МБРР 61,1млн долл)

В 2005г. завершено использование средств по проектам развития финансовых учреждений, бюро экономического анализа и правовая реформа. Исполнение программы государственных внешних заимствований РФ в 2005г осуществлялась в соответствии с положениями законодательства РФ, а также с учетом бюджетного послания Президента РФ «о бюджетной политике на 2005г.».

Прогнозный объем использования кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм привлекаемых под гарантии правительства РФ, был предусмотрен в размере не превышающим 174,9 млн долл. При этом фактический объем использования кредитов составил 142,8 млн долл. (82% о прогнозного объема).Т.о. недоиспользование кредитов составило 32,1 млн долл.(18% от прогнозного объема), что было неиспользовано рядом российских заказчиков ранее заявление ими сроков реализации действующих проектов и другими факторами.

В елях реализации концепции развития государственной гарантийной (финансовой) поддержки экспорта промышленной продукции а РФ, одобренной распоряжением правительства РФ от 14 октября 2003г. №1493-р, программой государственных внешних заимствований РФ на2005г. было предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ на поддержку экспорта на сумму 600 млн долл. В 2005г представлены 45 государственные гарантии РФ на общую сумму 213,6млн долл.

На возможное исполнение государтсвенных гарантий РФ, предоставленных в иностранной валюте, за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2005г.skj предусмотрено 50 ky долл. в связи с отсутствием гарантийных случаев соответственно не поступление в Минфин России требований бенефициаров исполнения государственных гарантий РФ в 2005г не осуществлялась.

Программа государственнх внешних заимствований РФ на 2006г и результаты ее исполнения в январе – мае 2006г следующие. Федеральным законом о «о федеральном бюджете на 2006г» утвержден общий объем целевых иностранных заимствований в размере 1112,84 млн долл в том числе использование кредитов международных финансовых организаций (далее займы) в размере 959,94 млн долл и кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм – в размере 152,9 млн долл. В 2006г. необходмо обеспечить эффективную и ускоренную реализацию действующих проектов в установленные сроки, имея ввиду их завершения в 2006-2008гг. с этой целью программа государственных внешних заимствований РФ на 2006г. установлен лимит использования займов МФО по действующим и готовящимся проектам в сумме 959,94 млн долл. На 1 мая 2006г. фактической использования средств займов МФО составило 80,96 ky долл., это составляет 8,4% прогнозного объема использования средств займов на 2006г.

Наибольшие объемы расходов в начале года характерны для проектов, финансированных с участием МФО. Это связано в значительной степени с сезонным характером осуществляемых в рамках проектов МФО работ и обусловлено спецификой проектных процедур МФО, в соответствии с которым в первой половине года осуществляются подготовительные мероприятия средств по заключенным контрактам. Кроме того в январе – мае 2006 имели место задержки с согласованием планов закупок во многом связанные с недостаточно оперативной деятельностью групп реализации проектов и федеральных органов исполнительной власти по подготовке планов закупок и смет расходов на 2006г.

По проектам развития финансовых учреждений и правовая реформа, датой закрытия по которым установлено 31 декабря2005г, в январе – апреле 2006г. осуществлено финансирование только для оплаты завершенных до конца 205г. контрактов. Расходов по аудиту и минимальных операционных расходов связанных с закрытием специальных проектных счетов, предоставление отчетности в МФО и др. процедура оплаты указанных расходов в течении 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами международного банка реконструкции и развития и европейского банка и реконструкции и развития.

В апреле 2006 провалены переговоры делегаций РФ и Европейского банка реконструкции и развитию по соглашению о займе по финансированию компонента по теплоснабжению проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда. Программой государственных внешних заимствований РФ на 2006г. предусмотрено финансирование двух новых проектов инфраструктура особых экономических зон, развития рынка информационных технологий в России и не планируется привлечение финансовых займов от МФО. Выше указанные проекты предполагается реализовывать при условии повышенной доли финансирования проекта из федерального бюджета. При этом сумма займа МФО составит не более 10% общей стоимости проекта.

В программе государственных внешних заимствований РФ на 2006г предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контр агентами МБРР под проектом Наземный старт и строительство глиноземноалюминевого комплекса в республике Коми. Обязательства федерального бюджета в рамках проектов по которым РФ предоставлены гарантии от некоммерческих рисков в 200г не возникли.

В программе государственных внешних заимствований РФ на 2006г на поддержку экспорта российской промышленной продукции предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ на общую сумму 1,0 млрд. долл. 26 мая 2006г. в правительство РФ внесен в установленном порядке проект постановления РФ о внесении изменений в постановлении правительства РФ «о порядке предоставления в 2005г государственных гарантий РФ для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции» регламентирующий порядок предоставления государственных гарантий РФ на поддержку экспорта в 2006. По состоянию на 1 июня 2006г государственные гарантии РФ по данному направлению не выдавались.

Проект программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г подготовлен в соответствии со ст108 БКРФ. При формировании проекта программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г Минфин России руководствовался перспективным финансовым планом РФ на 2007-2009гг. и в основном направлениями долговой политики в отношении международных банков развития МБР одобренные правительством РФ 20 апреля 2006г а именно:

1) Преимущественное привлечение консультативно-аналитического и экспортного воздействия МБР в реализации социально-экономических реформ без осуществления суверенных заимствований в том числе за счет гарантированных средств, средств операционного бюджета МБР и других механизмов. В среднесрочной перспективе возможен в частности переход на механизм отложенного финансирования который позволит финансировать проекты в полном объеме из федерального бюджета в случае изменения макроэкономической ситуации указанный механизм должен предусматривать возможность предоставления РФ необходимого объема заемных средств для обеспечения бесперебойного фнансировая реализуемых совместно проектов;

2) Осуществление минимальных суверенных заимствований у МБР для обеспечения консультационно-аналитического, экспертного и иного содействия России в реализации социально экономических реформ;

3) Расширение практики привлечения заимствований МБР без суверенных гарантий для финансирования окупаемых коммерческих проектов, в том числе дальнейшие увеличения портфеля проектов реализуемых в международной финансовой корпорацией)МФК), многосторонним агентством гарантирование инвестиций (МАГИ) и европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР)

4) Создание условий для прямого кредитования МБР субъектов РФ и муниципальных образований под их гарантии без привлечения суверенных гарантий со стороны государства включая прямо к кредитование в муниципальным фондом МКФ субъектов РФ при условии соблюдения субъектами РФ показателей кредитоспособности и качества управления бюджета и других требований установленных бюджетным законодательством.

В соответствии с перспективным финансовым планом на 2007-2009гг. с целю завершения действующих проектов в установленные сроков 2007г определен лимит использования займов по действующими готовящимся проектам в сумме 718,045 млн долл. Объемы предполагаемого использования средств займов по кредитам 2007г сформированы на основе планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МБР в соответствии с условиями соглашений о займе РФ и МБР в 2006г предполагается завершить проекты поддержки реформы в электроэнергитическом секторе, развития системы государственной статистике, реформы системы образования, развития транспортной инфраструктуры в Москве. По данным проекта 2007г предусмотрено только финансирование в части оплаты совершенных до конца 2006г расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов предоставления отчетности МБР и др. процедура оплаты указанных расходов в течении 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами международного банка реконструкции и развития и европейского банка реконструкции и развития.

Объем обязательств по заимствованиям кредитов, привлекаемых под гарантии правительства РФ в 2007г (140,3млн долл) сокращен по сравнению с аналогичным показателем 2006г (620,7 млн долл) на 342%, а по сравнению с аналогичным показателем 2005г (976,2 млн долл) – на 596%.

Использование кредитов предусмотрено проектом программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г а объеме 44,7 млн долл, что почти в 3,4 раза меньше аналогичного показателя 2006г (152,9 млн долл) и почти в 4 раза меньше аналогичного показателя 2005г (174,9 млн долл). Таким образом, проводимая в настоящее время министерством России работа по исполнению программы государственных внешних заимствований РФ на 2006г позволит завершить использование «связанных» кредитом уже в 2007 г, т.е. на 2 года раньше срока, установленного основными направления долговой политики на 2007-2009гг. такой сценарий будет способствовать ускорению принятия решения о повышение оценки России в рамках системы экспортных кредитов и представление гарантий организации экономического сотрудничества и развития.

В проекте программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контргарантиимеждународного банка реконструкции и развития по проектам «Строительство гнилоземного завода в республике Коми» и программа «формирования технологического резерва мощности по производству электрической энергии» на сумму 90,00 млн долл. В соответствии с решением совменстной группы правительства РФ и всемирного банка от 16 июня 2005г., ввиду отсутствий прогресс в подготовке гарантийной линии принято решение об отказе предоставления гарантий от некоммерческих рисков по проекту назеный старт.

В настоящее время долг РФ в рыночной форме представлен облигациями государственных dytiyv[ заимствований (еврооблигациями) со сроком погашения с 2003 по 2030гг., а также облигации внутреннего государственного займа со сроком погашения 2003-2011гг.

При этом выпуск еврооблигаций со сроком погашения 2010 и 2030 гг\ был связан с урегулированием задолженности бывшего СССР Лондовскому клубу кредиторов и коммерческой задолженности бывшего СССР, а ОВГВЗ – 3,4,5 и 8 серий – урегулированием внутреннего валютного долга бышего СССР.

Текущее состояние внешнего долга РФ в ценных бумагох характеризуется резким ростом катировак российских обязательств в период 2000-2002гг. и соответственно сокращением доходности облигации к погашению а также резким снижением «спрэдов» (повышения доходности российских еврооблигаций к казначейским векселям США со сравнительным сроком погашения), которые сократились с 1000-2000% в начале 2000г. до 250-500% на начало 2003г.

Наличиная с 2006г внешние заимствования посредством выпуск еврооблигаций будут также использоваться для управления этой категории долга с целью сокращения стоимости его обслуживания и улучшения структуры по срокам в том числе для замещения наиболее дорогих заимствований в форме еврооблигаций на более дешевые с одновременным увеличения сроков погашения и общей дюрации задолженности в рыночных инструментах. С целью улучшения условий внешних заимствований и поддержание доступа РФ на международные рынки капитала, а также с учетом ориентации в среднесрочной перспективе на рыночные заимствования требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами. К числу основных направлений этой работы относятся:

- Создание унифицированного механизма своевременного предоставления информации иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам в отношении финансовой и экономической ситуации в РФ;

- Сосредоточение функций координации в области взаимоотношений с иностранными инвесторами в едином ведомстве. А также упорядочение указанных взаимоотношений, в то числе путем создания механизма координации этой работы между государственными министерствами и ведомствами.

Состав внешнего долга представлен в табл. 2.3.

Таблица 2,3

Состав государственного долга по составлению на 1 января 2005г.

Наименование Сумма, млрд.  
долл Евро
Государственный внешний долг РФ, включая обязательства бывшего СССР 110,5 81,1
Задолженность странам- участница Парижского клуб 43,1 31,7
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб 6,6 4,9
Коммерческая задолженность 2,9 2,1
Задолженность перед международнвми финансовыми организациями 9,7 7,1
МВФ 3,5 2,6
Мировой банк 5,7 4,2
ЕБРР 0,4 0,3
Еврооблигационные займы 35,4 25,9
ОВГВЗ 7,3 5,8
Задолженность по кредиту Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств банка России 4,5 4,0

Государственный внешний долг России 1 января 2012 года составил $35 млрд 801,4 млн (или 27 млрд 660,8 млн евро), что на 4 млрд 155 млн меньше, чем было в 2011 году, сообщает Министерства финансов Российской Федерации.

По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг России составлял $39 млрд 956,9 млн (или 30 млрд 192,6 млн евро). Общая сумма внешнего госдолга Российской Федерации составляет примерно 3% от валового внутреннего продукта страны.

Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 января 2012 года
     
     
Категория долга млн. долларов США эквивалент млн. евро**
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 35 801,4 27 660,8
     
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации 549,0 424,1
     
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба 1 447,8 1 118,6
     
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ 1 000,6 773,1
     
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** 55,8 43,1
     
Задолженность перед международными финансовыми организациями 2 531,5 1 955,9
     
Задолженность по внешним облигационным займам 29 183,4 22 547,7
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году 2 000,0 1 545,2
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году 3 466,4 2 678,2
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году 3 500,0 2 704,2
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году 2 499,9 1 931,5
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году 17 717,1 13 688,6
     

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: