Внешний долг Российской Федерации формировался в неблагоприятных экономических и политический условиях, а также в значительной степени унаследован от бывшего СССР.
Специфика формирования внешнего долга обуславливает особенности его структуры. Прежде всего речь идет о преобладании в структуре долга нерыночных долговых инструментов и обязательств. Более 42% внешних обязательств приходится на соглашение по долгу бывшего СССР со странами – членами Парижского клуба, другими странами – официальными кредиторами. Кроме того около 6 млрд долл. (примерно 5%) представляют собой неурегулированные обязательства по долгу бывшего СССР. Только 37% внешнего долга выражено в рыночных инструментах (еврооблигации и облигации государственного внутреннего займа - ОВГВЗ). Управление таким долгом на основе стандартных подходов, использованных долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.
|
|
К началу 2003г. долгосрочный рейтинг России по заимствованиям в иностранной валюте и облигациям внешних облигационных займов согласно терминологии международных рейтинговых агентств соответствовал «среднему качеству инвестиций с некоторыми спекулятивными элементами».
Кардинальное улучшение рейтинга и переход в инвестиционную категорию предполагают улучшение ряда макроэкономических индикаторов, отражающих долговую устойчивость экономики, до средних значений, характерных для стран с инвестиционным рейтингом в пределах Ваа1-Ваа3 (низшие пределы инвестиционного рейтинга по методологии агентства Modys).
В частности, в соответствии со сложившейся практической оценки инвесторами платежеспособности суверенного заемщика и принятых в международной практике показателей долгового бремени страны отношение государственного долга к валовому внутреннему продукту не должно превышать 40-42% ВВП, отношение общего внешнего долга страны (включая долг регионов и частного сектора) должно находится на уровне 60% от ВВП, а коэффициент обслуживания внешнего долга (отношение всех платежей по общему внешнему долгу страны к поступлениям по счету текущих операций) – на уровне 13-14%. Последний показатель России составил около 11,9% и увеличился до 14,3% в 2003г. вместе с тем показатель отношения общего объема lkuf к поступлениям по счету текущих операций пока превышает показатель стран с инвестиционным рейтингом (131% против обычных 80-90%).
По другим параметрам Российская Федерация превосходит значительное число стран с инвестиционным рейтингом. В целом при продаже базового сценария макроэкономического прогноза и сохранения позиции России в качестве нетто-плательщика по внешнему долгу предпосылки для перехода России в инвестиционную категорию кредитного рейтинга были полностью сформированы к началу 2005г.
|
|
Повышение кредитного рейтинга Российской Федерации до инвестиционного, по существу, будет означать, что риски доступа государства и крупнейших российских компаний на международные рынки капиталов станут минимальными.
Вместе с тем, как показывает практика, активное управление внешним долгом, развитие внутреннего рынка государственных заимствований, наличие значительного финансового резерва и достаточных золотовалютных резервов, а также сбалансированность бюджета и высокая платежа репутация суверенного заемщика позволяет успешно осуществлять международные займы на благоприятных условиях до достижения страной инвестиционного кредитного рейтинга. Наличие в настоящие время этих условий у Российской Федерации создают необходимые предпосылки для активизации внешней заемной политики в ближайший период с одновременным сохранением тенденций к улучшению показателей внешней долговой нагрузки России.
В этой связи основными целями в области государственного внешнего долга на среднесрочную перспективу являются:
1.Обеспечение стабильного доступа Российской Федерации на рынке внешних заимствований на выгодных условиях;
2.Расширение объемов внешних заимствований на цели рефинансирования внешнего долга;
3.Активное управление внешней задолженности с целью сокращения стоимости ее обслуживания, а также сглаживание имеющихся пиков платежей по государственному внешнему долгу в 2005 и 2008гг.
4.Существенное сокращение долга бывшего СССР, задолженности Российской Федерации перед правительствами иностранных государств и международными финансовыми организациями;
5.Наращивание рыночной составляющей внешнего долга Российской Федерации
6.Проведение сбалансированной политике в области внешних заимствований с целью сохранения и дальнейшего улучшения платежной репутации России и получение его инвестиционного рейтинга в 2005г.
Итоги исполнения программы государственного внешнего заимствований Российской Федерации за 2005г. следующие. Сума использования по кредитам международных кредитных организаций составила 390,36 млн. долл. (по утверждению федеральным законом о «о федеральном бюджете на 2005г» перечню 1 программы государственного внешнего заимствовании. Российской Федерации на 2005г. – 952,42 млн долл), т.е. сумма фактического использования составляет 41% прогнозного объема использования средств займов. Уменьшения суммы использованной по займам Vaj gjпо ношению к объему запланированному в федеральном бюджете, обусловлено прежде всего более медленным чем планировалось темпами расходования займов МФО и задержки в реализации ряда действующих проектов.
Проведены переговоры делегации РФ и МБРР по соглашению о займе в рамках подготовки проекта Развития системы государственной регистрации прав на недвижимость. Вступили в силу соглашения о займе по следующим проектам:
- повышение инвестиционной привлекательности г.Казани (сумма займа МБРР – 125 млн долл);
- Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета (сумма займа МБРР 80 млн долл)
- Развитие системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости (сумма займа МБРР 100 млн долл)
- Завершение строительства комплекса защитных сооружений г.Санкт-Петербурга от наводнений (сумма займа СИБ 40 млн долл)
- Информатизация системы образования (сумма займа МБРР 100 млн долл)
- Экономическое развитие г.Санкт)Петербурга (сумма займа МБРР 61,1млн долл)
|
|
В 2005г. завершено использование средств по проектам развития финансовых учреждений, бюро экономического анализа и правовая реформа. Исполнение программы государственных внешних заимствований РФ в 2005г осуществлялась в соответствии с положениями законодательства РФ, а также с учетом бюджетного послания Президента РФ «о бюджетной политике на 2005г.».
Прогнозный объем использования кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм привлекаемых под гарантии правительства РФ, был предусмотрен в размере не превышающим 174,9 млн долл. При этом фактический объем использования кредитов составил 142,8 млн долл. (82% о прогнозного объема).Т.о. недоиспользование кредитов составило 32,1 млн долл.(18% от прогнозного объема), что было неиспользовано рядом российских заказчиков ранее заявление ими сроков реализации действующих проектов и другими факторами.
В елях реализации концепции развития государственной гарантийной (финансовой) поддержки экспорта промышленной продукции а РФ, одобренной распоряжением правительства РФ от 14 октября 2003г. №1493-р, программой государственных внешних заимствований РФ на2005г. было предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ на поддержку экспорта на сумму 600 млн долл. В 2005г представлены 45 государственные гарантии РФ на общую сумму 213,6млн долл.
На возможное исполнение государтсвенных гарантий РФ, предоставленных в иностранной валюте, за счет внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2005г.skj предусмотрено 50 ky долл. в связи с отсутствием гарантийных случаев соответственно не поступление в Минфин России требований бенефициаров исполнения государственных гарантий РФ в 2005г не осуществлялась.
Программа государственнх внешних заимствований РФ на 2006г и результаты ее исполнения в январе – мае 2006г следующие. Федеральным законом о «о федеральном бюджете на 2006г» утвержден общий объем целевых иностранных заимствований в размере 1112,84 млн долл в том числе использование кредитов международных финансовых организаций (далее займы) в размере 959,94 млн долл и кредитов правительств иностранных государств, банков и фирм – в размере 152,9 млн долл. В 2006г. необходмо обеспечить эффективную и ускоренную реализацию действующих проектов в установленные сроки, имея ввиду их завершения в 2006-2008гг. с этой целью программа государственных внешних заимствований РФ на 2006г. установлен лимит использования займов МФО по действующим и готовящимся проектам в сумме 959,94 млн долл. На 1 мая 2006г. фактической использования средств займов МФО составило 80,96 ky долл., это составляет 8,4% прогнозного объема использования средств займов на 2006г.
|
|
Наибольшие объемы расходов в начале года характерны для проектов, финансированных с участием МФО. Это связано в значительной степени с сезонным характером осуществляемых в рамках проектов МФО работ и обусловлено спецификой проектных процедур МФО, в соответствии с которым в первой половине года осуществляются подготовительные мероприятия средств по заключенным контрактам. Кроме того в январе – мае 2006 имели место задержки с согласованием планов закупок во многом связанные с недостаточно оперативной деятельностью групп реализации проектов и федеральных органов исполнительной власти по подготовке планов закупок и смет расходов на 2006г.
По проектам развития финансовых учреждений и правовая реформа, датой закрытия по которым установлено 31 декабря2005г, в январе – апреле 2006г. осуществлено финансирование только для оплаты завершенных до конца 205г. контрактов. Расходов по аудиту и минимальных операционных расходов связанных с закрытием специальных проектных счетов, предоставление отчетности в МФО и др. процедура оплаты указанных расходов в течении 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами международного банка реконструкции и развития и европейского банка и реконструкции и развития.
В апреле 2006 провалены переговоры делегаций РФ и Европейского банка реконструкции и развитию по соглашению о займе по финансированию компонента по теплоснабжению проекта реконструкции системы водоснабжения и охраны окружающей среды г. Калининграда. Программой государственных внешних заимствований РФ на 2006г. предусмотрено финансирование двух новых проектов инфраструктура особых экономических зон, развития рынка информационных технологий в России и не планируется привлечение финансовых займов от МФО. Выше указанные проекты предполагается реализовывать при условии повышенной доли финансирования проекта из федерального бюджета. При этом сумма займа МФО составит не более 10% общей стоимости проекта.
В программе государственных внешних заимствований РФ на 2006г предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контр агентами МБРР под проектом Наземный старт и строительство глиноземноалюминевого комплекса в республике Коми. Обязательства федерального бюджета в рамках проектов по которым РФ предоставлены гарантии от некоммерческих рисков в 200г не возникли.
В программе государственных внешних заимствований РФ на 2006г на поддержку экспорта российской промышленной продукции предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ на общую сумму 1,0 млрд. долл. 26 мая 2006г. в правительство РФ внесен в установленном порядке проект постановления РФ о внесении изменений в постановлении правительства РФ «о порядке предоставления в 2005г государственных гарантий РФ для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции» регламентирующий порядок предоставления государственных гарантий РФ на поддержку экспорта в 2006. По состоянию на 1 июня 2006г государственные гарантии РФ по данному направлению не выдавались.
Проект программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г подготовлен в соответствии со ст108 БКРФ. При формировании проекта программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г Минфин России руководствовался перспективным финансовым планом РФ на 2007-2009гг. и в основном направлениями долговой политики в отношении международных банков развития МБР одобренные правительством РФ 20 апреля 2006г а именно:
1) Преимущественное привлечение консультативно-аналитического и экспортного воздействия МБР в реализации социально-экономических реформ без осуществления суверенных заимствований в том числе за счет гарантированных средств, средств операционного бюджета МБР и других механизмов. В среднесрочной перспективе возможен в частности переход на механизм отложенного финансирования который позволит финансировать проекты в полном объеме из федерального бюджета в случае изменения макроэкономической ситуации указанный механизм должен предусматривать возможность предоставления РФ необходимого объема заемных средств для обеспечения бесперебойного фнансировая реализуемых совместно проектов;
2) Осуществление минимальных суверенных заимствований у МБР для обеспечения консультационно-аналитического, экспертного и иного содействия России в реализации социально экономических реформ;
3) Расширение практики привлечения заимствований МБР без суверенных гарантий для финансирования окупаемых коммерческих проектов, в том числе дальнейшие увеличения портфеля проектов реализуемых в международной финансовой корпорацией)МФК), многосторонним агентством гарантирование инвестиций (МАГИ) и европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР)
4) Создание условий для прямого кредитования МБР субъектов РФ и муниципальных образований под их гарантии без привлечения суверенных гарантий со стороны государства включая прямо к кредитование в муниципальным фондом МКФ субъектов РФ при условии соблюдения субъектами РФ показателей кредитоспособности и качества управления бюджета и других требований установленных бюджетным законодательством.
В соответствии с перспективным финансовым планом на 2007-2009гг. с целю завершения действующих проектов в установленные сроков 2007г определен лимит использования займов по действующими готовящимся проектам в сумме 718,045 млн долл. Объемы предполагаемого использования средств займов по кредитам 2007г сформированы на основе планов закупок товаров, работ и услуг по проектам МБР в соответствии с условиями соглашений о займе РФ и МБР в 2006г предполагается завершить проекты поддержки реформы в электроэнергитическом секторе, развития системы государственной статистике, реформы системы образования, развития транспортной инфраструктуры в Москве. По данным проекта 2007г предусмотрено только финансирование в части оплаты совершенных до конца 2006г расходов, связанных с закрытием специальных и проектных счетов предоставления отчетности МБР и др. процедура оплаты указанных расходов в течении 4 месяцев после завершения проекта предусмотрена правилами международного банка реконструкции и развития и европейского банка реконструкции и развития.
Объем обязательств по заимствованиям кредитов, привлекаемых под гарантии правительства РФ в 2007г (140,3млн долл) сокращен по сравнению с аналогичным показателем 2006г (620,7 млн долл) на 342%, а по сравнению с аналогичным показателем 2005г (976,2 млн долл) – на 596%.
Использование кредитов предусмотрено проектом программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г а объеме 44,7 млн долл, что почти в 3,4 раза меньше аналогичного показателя 2006г (152,9 млн долл) и почти в 4 раза меньше аналогичного показателя 2005г (174,9 млн долл). Таким образом, проводимая в настоящее время министерством России работа по исполнению программы государственных внешних заимствований РФ на 2006г позволит завершить использование «связанных» кредитом уже в 2007 г, т.е. на 2 года раньше срока, установленного основными направления долговой политики на 2007-2009гг. такой сценарий будет способствовать ускорению принятия решения о повышение оценки России в рамках системы экспортных кредитов и представление гарантий организации экономического сотрудничества и развития.
В проекте программы государственных внешних заимствований РФ на 2007г предусмотрено предоставление гарантий от некоммерческих рисков под контргарантиимеждународного банка реконструкции и развития по проектам «Строительство гнилоземного завода в республике Коми» и программа «формирования технологического резерва мощности по производству электрической энергии» на сумму 90,00 млн долл. В соответствии с решением совменстной группы правительства РФ и всемирного банка от 16 июня 2005г., ввиду отсутствий прогресс в подготовке гарантийной линии принято решение об отказе предоставления гарантий от некоммерческих рисков по проекту назеный старт.
В настоящее время долг РФ в рыночной форме представлен облигациями государственных dytiyv[ заимствований (еврооблигациями) со сроком погашения с 2003 по 2030гг., а также облигации внутреннего государственного займа со сроком погашения 2003-2011гг.
При этом выпуск еврооблигаций со сроком погашения 2010 и 2030 гг\ был связан с урегулированием задолженности бывшего СССР Лондовскому клубу кредиторов и коммерческой задолженности бывшего СССР, а ОВГВЗ – 3,4,5 и 8 серий – урегулированием внутреннего валютного долга бышего СССР.
Текущее состояние внешнего долга РФ в ценных бумагох характеризуется резким ростом катировак российских обязательств в период 2000-2002гг. и соответственно сокращением доходности облигации к погашению а также резким снижением «спрэдов» (повышения доходности российских еврооблигаций к казначейским векселям США со сравнительным сроком погашения), которые сократились с 1000-2000% в начале 2000г. до 250-500% на начало 2003г.
Наличиная с 2006г внешние заимствования посредством выпуск еврооблигаций будут также использоваться для управления этой категории долга с целью сокращения стоимости его обслуживания и улучшения структуры по срокам в том числе для замещения наиболее дорогих заимствований в форме еврооблигаций на более дешевые с одновременным увеличения сроков погашения и общей дюрации задолженности в рыночных инструментах. С целью улучшения условий внешних заимствований и поддержание доступа РФ на международные рынки капитала, а также с учетом ориентации в среднесрочной перспективе на рыночные заимствования требует совершенствования и институциональная структура взаимоотношений с иностранными инвесторами. К числу основных направлений этой работы относятся:
- Создание унифицированного механизма своевременного предоставления информации иностранным инвесторам и рейтинговым агентствам в отношении финансовой и экономической ситуации в РФ;
- Сосредоточение функций координации в области взаимоотношений с иностранными инвесторами в едином ведомстве. А также упорядочение указанных взаимоотношений, в то числе путем создания механизма координации этой работы между государственными министерствами и ведомствами.
Состав внешнего долга представлен в табл. 2.3.
Таблица 2,3
Состав государственного долга по составлению на 1 января 2005г.
Наименование | Сумма, млрд. | |
долл | Евро | |
Государственный внешний долг РФ, включая обязательства бывшего СССР | 110,5 | 81,1 |
Задолженность странам- участница Парижского клуб | 43,1 | 31,7 |
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб | 6,6 | 4,9 |
Коммерческая задолженность | 2,9 | 2,1 |
Задолженность перед международнвми финансовыми организациями | 9,7 | 7,1 |
МВФ | 3,5 | 2,6 |
Мировой банк | 5,7 | 4,2 |
ЕБРР | 0,4 | 0,3 |
Еврооблигационные займы | 35,4 | 25,9 |
ОВГВЗ | 7,3 | 5,8 |
Задолженность по кредиту Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств банка России | 4,5 | 4,0 |
Государственный внешний долг России 1 января 2012 года составил $35 млрд 801,4 млн (или 27 млрд 660,8 млн евро), что на 4 млрд 155 млн меньше, чем было в 2011 году, сообщает Министерства финансов Российской Федерации.
По состоянию на 1 января 2011 года внешний государственный долг России составлял $39 млрд 956,9 млн (или 30 млрд 192,6 млн евро). Общая сумма внешнего госдолга Российской Федерации составляет примерно 3% от валового внутреннего продукта страны.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации* по состоянию на 1 января 2012 года | ||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 35 801,4 | 27 660,8 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации | 549,0 | 424,1 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 447,8 | 1 118,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 1 000,6 | 773,1 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 55,8 | 43,1 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 2 531,5 | 1 955,9 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 29 183,4 | 22 547,7 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году | 2 000,0 | 1 545,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году | 3 466,4 | 2 678,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году | 3 500,0 | 2 704,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году | 2 499,9 | 1 931,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году | 17 717,1 | 13 688,6 |