Групповая динамика и лидерство

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Классификация социальных групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового образова­ния. В социологической литературе существует множество класси­фикаций. Так, американский социолог Е. Юбэнк разработал семь основных признаков, которые могут быть использованы для про­ведения классификации социальных групп:

этническая или расовая принадлежность;

уровень культурного развития;

типы структуры, существующей в группе;

задачи и функции, выполняемые группой в более широких об­щностях;

преобладающие типы контактов между членами группы;

различные виды связей, существующих в группах;

другие принципы.

К другим методам классификации относится, например, разде­ление групп на основе принадлежности к ним индивидов. Каждый индивид выделяет некоторое множество людей, к которым он при­надлежит, и определяет эти группы как свои («моя семья», «мой класс» и т.д.). Такие группы называются имгруппами — человек чувствует свою принадлежность к ней и идентифицирует себя с ее членами («мы»). Другие группы, к которым не принадлежит инди­вид, будут для него аутгруппамл («не мы», «другие»).

В большинстве случаев, особенно в неразвитых, традиционных обществах, природу ингрупп и аутгрупп определяют родственные отноше­ния. В современных обществах признаками людей, принадлежащих к од­ной ингруппе, могут быть социальный статус, политические или иные сходные взгляды и интересы, достаточно значимые для этих людей. Члены аутгруппы могут иметь многие черты и признаки, общие для всех групп данного общества, могут разделять многие общие для всех чувства и стрем­ления, но у них всегда есть определенные частные черты и признаки. В то же время у них есть чувства, отличные от чувств членов ингрупп, и люди непроизвольно отмечают эти черты, разделяя ранее незнакомых людей на «мы» и «другие».

Р. Парком, Э. Берджесом, а также Э. Богартусом была разработа­на концепция социальной дистанции, обосновывающая и позволяю­щая (с помощью шкалы Богартуса) измерить чувства и отношения, проявляемые индивидом или социальной группой к различным аут-группам. Этот инструмент еще далеко не совершенен, но он помога­ет прогнозировать действия людей в той или иной группе, условиях.

Близкой к ингруппе является референтная группа (термин, впервые предложенный социальным психологом Г. Хайменом), т.е. реальная или условная (воображаемая) социальная группа, си­стема ценностей и норм которой является для индивида эталоном.

Это может быть группа, к которой принадлежит данный индивид, или группа, членом которой он хотел бы стать. В системе отноше­ний, «личность — общество» референтная группа выполняет три важные функции: статусную (информативную), способствующую формированию у индивида представления о его месте в социаль­ной структуре общества; регулятивную (нормативную), устанавли­вающую для личности социальные нормы общества, других социа­льных групп; мировоззренческую (ценностно-оценочную), опреде­ляющую установки, ценности, идеалы и цели человека.

Важность понятий ингрупп и аутгрупп значимы потому, что феномен осознания принадлежности индивида к той или иной группе помогает понять поведение индивида.

В процессе взаимодействия с другими группами, людьми мы, чаще всего помимо нашего желания, приписываем каждому из них некоторые черты, которые, по нашему мнению, характеризуют группу в целом. Такой стандартизованный, устойчивый, эмоцио­нально насыщенный образ о социальном объекте называется социальным стереотипом.

Например, бытует мнение, что французы более страстны и темпера­ментны, чем представители других европейских наций (хотя на самом деле это не так), англичане — замкнуты и молчаливы и т.д. Возникнув однажды, стереотип распространяется на всех чле­нов соответствующей группы без учета каких-либо индивидуаль­ных различий. Поэтому он никогда не бывает полностью истин­ным. Хотя не бывает и полностью ложным.

Стереотипы постоянно рождаются, изменяются и исчезают, потому что они необходимы для членов социальной группы. С их помощью мы получаем сжатую и лаконичную информацию об окружающих нас ауттруппах. Такая информация определяет наше отношение к другим группам, позволяет ориентироваться среди множества окружающих групп и, в конечном счете, определять ли­нию своего поведения.

Социальные группы различаются и по другим признакам, на­пример по характеру взаимоотношений между ее членами социаль­ные группы делятся на малые и большие, первичные и вторичные.

Социальные группы, для которых характерно наличие непо­средственно личных взаимодействий, контактов, естественно, мо­гут включать в себя небольшое число партнеров (от 2 до 15 — 20 человек). Поэтому они называются малыми группами (термин, предложенный Ч. Кули). Наличие прямого контакта сказывается на внутри групповых взаимодействиях, делает их более персонифи­цированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с обще­групповым «Мы». Это основной объект социологических исследо­ваний.

Разновидностью малых социальных групп являются первичные группы. Отличительными признаками этих групп, по Кули, явля­ются непосредственный, межличностный контакт ее членов, кото­рый характеризуется высоким уровнем эмоциональности. 'Эти группы «первичны» в том смысле, что именно в них индивиды по­лучают первичный опыт социального единства.

Американский социолог Э. Шилз выделяет три типа таких групп: «первоначальные группы», имеющие прочные, долголетние связи и тради­ции; к этим группам индивид принадлежит обычно независимо от его же­лания (пример такой группы — семья); «личные группы», т.е. группы дру­зей, основывающиеся на взаимной симпатии, личных потребностях в объе­динении; «идеологические группы», объединяющие людей, имеющих одинаковое представление о ценностях.

Вторичные группы образуются из людей, эмоциональные отно­шения между которыми имеют невысокий уровень. Их взаимодей­ствие подчинено лишь достижению определенных целей и социа­льных контактов. Сами социальные контакты в этих группах носят безличный, односторонний и утилитарный характер, индивидуаль­ность личности не имеет значения — больше ценится умение вы­полнять определенные функции. Основным типом вторичной со­циальной группы является большая социальная группа, сформиро­ванная для достижения определенных целей, т.е. организация (политическая, производственная, религиозная и т.д.). Обычно это многотысячные группы людей, разбросанные на обширных про­странствах, связи между которыми не могут носить характер непо­средственных контактов, поэтому особое значение приобретает опосредованное солидарное взаимодействие.

Следует иметь в виду, что малая группа может быть как пер­вичной, так и вторичной — в зависимости от того, какой тип взаи­моотношений существует между ее участниками. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной.

В настоящее время большое внимание уделяется изучению в первую очередь малых групп, так как помимо удобства работы с ними по причине их небольшого размера такие группы представ­ляют огромный интерес как элементарные частицы социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы, просле­живаются механизмы сплоченности, возникновения лидерства, ро­левых взаимоотношений.

В любых группах имеют место динамические процессы, назы­ваемые групповой динамикой, — это различного вида взаимодейст­вия членов социальных групп между собой.

Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий: руководство и лидерство, формирование группового мнения, исключение из группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа мо­жет подчиняться одному своему члену или двум, но в процесс управления могут включаться все ее участники. На уровне возник­новения и функционирования группы определяющими являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимо­действий, — так называемых коммуникаций.

Пожалуй, впервые достаточно серьезно влияние различных способов коммуникаций на деятельность групп было изучено А. Бавеласом и Л. Лйвиттом. В ходе практических экспериментов, воспроизводящих различные способы коммуникаций (взаимосвя­зи) между членами небольших групп (4—5 человек), было уста­новлено, что при выполнении групповых заданий результатив­ность действий в большой степени зависит от самой схемы комму­никации. Различные способы взаимосвязи между членами групп по аналогии с геометрическими фигурами ученые назвали «круг», «змея — цепочка», «игрек», «колесо — штурвал», «паутина». Воз­можны и другие варианты коммуникации.

Важным является то, что эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью групп, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Причем уровень удовлетворенности групповыми отношениями наиболее высок в многоканальной модели, наиболее низок в круговой схеме и является средним в центрированной схеме, в которой централь­ная фигура может испытывать большее удовлетворение, а люди, окружающие ее, могут чувствовать себя изолированными. Необхо­димо также иметь в виду, что групповое взаимодействие во многом опосредуется нормативным поведением ее членов.

При анализе групповой сплоченности можно выделить пере­менные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, совокупности причин и следствий симпа­тии членов малой группы.

К причинам относятся частота взаимодействия индивидов, групповой характер их взаимодействия, стиль руководства груп­пой, фрустрация (гнетущее напряжение), статусные и поведенче­ские (межличностные) характеристики членов группы (по установ­кам, возрасту, этическим нормам поведения и др.).

Последствиями симпатий, а значит, и сплоченности являются агрессивное поведение по отношению к лицу, несимпатичному группе, благоприятная оценка членами группы межличностного взаимодействия, изменения оценки других лиц и внутригрупповой коммуникации, рост комфортного поведения, возможное возрас­тание продуктивности группы и т.д.

Для социологии эти переменные играют особое значение, так как ярко выраженный эмпирический характер переменных позво­ляет фиксировать их уже на уровне программы при проведении конкретных социологических исследований групповой сплоченности.

Одной из динамичных характеристик группы является система социальных ролей. Причем в группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным, — это роли лидеров. Что же такое лидер, лидерство?

В Философском энциклопедическом словаре лидерство опреде­ляется как один из механизмов интеграции групповой деятельно­сти, когда индивид или часть социальной группы берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязан­ность подчиняться указаниям и требованиям данного индивида или части членов группы. Таким образом, лидер — это член груп­пы, принимающий на себя значительно большую меру ответствен­ности в достижении групповых целей, чем остальная часть группы. В системе совместной деятельности лидерство возникает как объ­ективная потребность определенной группы, преломившаяся в со­знании участников и принявшая форму ожиданий и требований, обращенных к лидеру.

Лидерство как социальное явление носит всеобщий характер. Можно смело утверждать: там, где возникает то или иное человеческое сообщест­во, там появляются и лидеры. С этим явлением каждый человек сталкива­ется уже с детства. Стихийные детские группы всегда возглавляются лиде­рами, это же присуще школьным и студенческим группам.

По мере развития социальной жизни эволюционировал и фе­номен лидерства, усложнялись его формы и иерархия. На ранних этапах общественного развития преобладала личностная форма ли­дерства, т.е. функции руководителя группы выполняло одно лицо. В дальнейшем стали возникать различные формы коллективного лидерства, при котором руководящую функцию в группе выполня­ет какой-либо коллективный орган или ведущее положение в сис­теме общественных отношений занимает социальная группа, класс, партия, государство.

В системе институциональных форм общественной жизни ста­ли различать лидерство формальное и неформальное. Формальный лидер назначается или избирается в соответствии с установленной процедурой, приобретая таким путем официальный статус руково­дителя. Неформальный лидер — это член группы, наиболее полно в своем поведении отвечающий групповым ценностям и нормам и потому пользующийся наибольшим авторитетом среди своего окружения.

Понятие «лидер» стало широко применяться в социологии пос­ле известных экспериментов К. Леви (США, 30-е гг.), изучающего «стиль лидерства» — систему приемов воздействия лидера на груп­пу. Эти эксперименты выявили три типа лидерства, по-разному влияющих на эффективность групповой деятельности и соответст­вующих следующим стилям руководства: авторитарный (все дейст­вия членов группы определяются ее лидером), демократический (все действия определяются самой группой) и анархический, когда группа представлена сама себе.

Разнообразие научных парадигм, используемых при анализе социальных групп, создает большие возможности для дальнейших теоретических изысканий в этой сложной сфере человеческих от­ношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: