Даты жизни и деятельности Александра Невского

Заключение

Год

Заключение

Сейчас, когда за школьной партой
«Майн кампф» зубрят ученики
И наци пальцами по картам
Россию делят на куски,


Мы им напомним по порядку
Сначала грозный день, когда
Семь верст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с чудского льда.


Потом напомним день паденья
Последних орденских знамен,
Когда отдавший все владенья
Был Русью орден упразднен.


Напомним памятную дату,

Когда Берлин дрожмя дрожал,

Когда от русского солдата

Великий Фридрих вспять бежал.

Напомним им по старым картам
Места, где смерть свою нашли
Пруссаки, вместе с Бонапартом
Искавшие чужой земли.


Напомним, чтоб не забывали,
Как на ноябрьском холоду
Мы прочь штыками выбивали
Их в восемнадцатом году.


За годом год перелистаем.
Не раз, не два за семь веков,
Оружьем новеньким блистая,
К нам шли ряды чужих полков.


Но, прошлый опыт повторяя,
Они бежали с русских нив,
Оружье на пути теряя

И мертвецов не схоронив.

В своих музеях мы скопили
За много битв, за семь веков
Ряды покрытых старой пылью
Чужих штандартов и значков.


Как мы уже тогда их били,

Пусть помнят эти господа,
А мы сейчас сильней, чем были

И будет грозен час, когда,

Не забывая, не прощая,
Одним движением вперед,
Свою отчизну защищая,
Пойдет разгневанный народ.


Когда-нибудь, сойдясь с друзьями,
Мы вспомним через много лет,
Что в землю врезан был краями
Жестокий гусеничный след,


Что мял хлеба сапог солдата,
Что нам навстречу шла война,
Что к Западу от нас когда-то
Была фашистская страна.


Настанет день, когда свободу
Завоевавшему в бою,
Фашизм стряхнувшему народу
Мы руку подадим свою.

В тот день под радостные клики

Мы будем славить всей страной

Освобожденный и великий

Народ Германии родной.

Мы верим в это, так и будет,

Не нынче-завтра грохнет бой

Не нынче-завтра нас разбудит

Горнист военною трубой.


«И если гром великий грянет
Над сворой псов и палачей,
Для нас все так же солнце станет
Сиять огнем своих лучей!»

Поэмы К.М. Симонова имела огромную мобилизующую силу, автор её в полной мере использовал гигантский воспитательный потенциал истории, который в настоящее время не приведен в действие. И это печально. Кроме «Заключения», поэма состоит из семи главок, из которых лишь пятая часть и шестая (стр. 367-377), то есть 10 страниц, посвящены «Ледовому побоищу». В них действует народ под руководством молодого храброго князя – в этом их непобедимая сила, что, собственно, и подтвердило время, протекшее, начиная с 1937 г.

Портретное изображение Боровиковского выполнено в античной живописной манере. Рассмотрим это изображение.

 
 


В. Л. Боровиковский. Александр Невский [29]

Почин, положенный Боровиковским, подхватил выдающийся русский художник Г.И. Угрюмов.[30]

В 1793 г. по заказу Екатерины II художник Г. И. Угрюмов создал большое историческое полотно "Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями". Картина предназначалась для Александро-Невской лавры и более ста лет находилась в Троицком соборе лавры (ныне в ГРМ). Эта многофигурная композиция, олицетворяющая апофеоз русского князя и его дружины, выполнена в традициях классицизма. Одним из ее достоинств было стремление художника к исторической достоверности: кольчуги, латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью.

       
   
 
 
Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями 1794 г. Угрюмов Г. И.


Традиции Угрюмова продолжил выдающийся советский художник Владимир Александрович Серов.[31]

Своеобразие художественной кисти В.А. Серова ярко проявилось в его историко-художественном полотне «Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища» (1945 г. Рассмотрим эту картину.

 
 


В 1938 г. выдающийся советский режиссер С.М. Эйзенштейн создал величественную кинокартину «Александр Невский», в которой заглавную роль с неподражаемым мастерством исполнил великий русский актер, народный артист СССР Николай Константинович Черкасов. Стоя во весь рост, Черкасов в конце кинокартины произносит знаменитые слова Александра Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!». Эти слова прозвучали незадолго до начала Великой Отечественной войны советского народа против фашистских захватчиков.

Кроме того, образ Александра Невского запечатлен во многочисленных иконах. Вот одна из них.

 
 


Образ Александра Невского использовался для поднятия духа бойцов Красной Армии в борьбе с фашистской Германией. Так, руководитель Советского Союза И.В. Сталин, выступая на параде 7 ноября 1941 г., посвященном 24-ой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, напутствовал войска, проходившие мимо Мавзолея В.И. Ленина на фронт, словами: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!».[32]

Телеканал «Россия» в течение 2008 г. осуществлял телепроект «Имя Россия» В субботу, 27 декабря 2008 г. были подведены итоги. Первое место занял Александр Невский, набравший 529 575 голосов. Об этом было объявлено в воскресенье, 28 декабря, в эфире программы «Вести недели».

На втором месте – Петр Аркадьевич Столыпин с 523 766 голосами, а на третьем – Иосиф Виссарионович Сталин, за которого проголосовали 519 071 человек.[33] Посмотрите: разница в голосовавших за Святого князя и признанного руководителя СССР в годы Великой Отечественной войны составила всего 10 504 человека. Вот так в народном сознании близко стоят А. Невский и И.В. Сталин. Забегая вперед, скажу, что И.В. Сталину как дипломату я посвятил несколько лекций. Здесь же добавлю: о Сталине как дипломате в нашей и зарубежной историографии нет не то что солидного и объективного исследования, нет даже короткой специальной статьи.

В мировой истории, как и истории любого народа, бывают счастливые эпохи и эпохи несчастливые. Последние требуют для разрешения стоящих задач недюжинных личностей. Однако они появляются на исторической сцене не сразу, а лишь там и тогда, где и когда вопросы жизни и смерти подошли к самой критической отметке и налицо лишь две альтернативы, выражаемые союзом: или-или. Другими словами: или народ и государство продолжат быть или их не будет. Подобную эпоху переживала Русь в XIII веке. И когда ей стало невмоготу, она выдвинула на сцену, где боролись жизнь со смертью, Александра Ярославича Невского. Он железной рукой мобилизовал народ и они вместе военной силой отбросили смерть с западной части сцены, на которой разыгрывалась трагедия.

На восточной части стояли варвары, сильные и коварные, зорко следившие за происходящими событиями. Они лишь наблюдали за борьбой Александра с алчными и вечными врагами Руси. Эти враги были и их врагами, поскольку восточные варвары не расставались с намерениями стать владыками мира. Победу Александра на Западе они расценили как и свою победу.

Александр и его народ хорошо понимали, что на Востоке их стратегия и тактика борьбы должны быть совершенно иными, чем на Западе. Историческое время для военного лобового столкновения с татаро-монголами в XIII веке еще не пришло. Его надо готовить – терпеливо и постоянно, ибо освобождение от рабства – дело будущего. Чтобы избежать трагического для Руси того времени кровавой борьбы с татарами, Александр Невский использовал весь свой недюжинный дипломатический талант. Основными чертами дипломатии святого князя на Востоке можно считать (и это продемонстрировано конкретными фактами, приведенными в лекции): дары ханам и их сатрапам, лицемерие, рабская покорность, угодливость, убедительное обоснование (если ханские требования выполнять, то станет хуже и им и русичам), нечеловеческая терпеливость в достижении тайных замыслов и др. Эту дипломатию унаследовал от своих предшественников Александр Невский и она в конечном итоге, оказалась с исторической точки зрения вполне оправданной.

Когда Русь в XIV-XV вв. собралась в мощное государство, то она могучей силой стряхнула с выи своей хомут презренного рабства, набивавшей кровавые ссадины ей в течение двух с половиной веков.

И когда 14 августа 1380 г. Дмитрий Иванович (как вы уже знаете прямой потомок Александра Невского, получивший название «Донской») явился в Троице-Сергиевскую Лавру (обитель русского православия), чтобы получить благословение от Сергия Радонежского на решительную битву с Мамаем, то Святитель сказал ему: «Давайте откупимся от Мамая, как поступали наши предки». Дмитрий Иванович решительно отказался и как не уговаривал его Сергий, князь не поддался этим уговорам. Тогда Сергий вынужден был благословить князя Московского на битву. Она оказалась победоносной. Историческое дело, начатое Александром, продолженное Дмитрием Донским, окончил Иван III в 1480 г. («Стояние на Угре»).

       
   
 
 
А.Н. Новоскольцев Дмитрий Донской у Сергия Радонежского в 1380 г.


Русское духовенство, - прозорливо и справедливо в свое время писал Костомаров, - более всего уважало и ценило Александра Невского. «Его угодливость хану, умение ладить с ним, твердое намерение держать Русь в повиновении завоевателям и тем самым отклонять от русского народа бедствия и разорения, которые постигали бы его при всякой попытке к освобождению и независимости, - все это вполне согласовывалось с учением, всегда проповедуемом православными пасторами: считать целью нашей жизни загробный мир, безропотно терпеть всякие несправедливости и угнетения, покоряться всякой власти, хотя бы иноплеменной и поневоле признаваемой».[34]

Закончим лекцию об Александре Невском краткими словами «самовидца» его жизни и словами святого князя:

[1] «потрудился за Новгород и за всю Русскую землю».

[2] «Не в силе Бог, а в Правде». [35]


1220, 30 мая – В Переяславле родился князь Александр, Сын Ярослава Всеволодовича.
1236-1243 – Татаро-монгольское нашествие на Европу.
  – Александр – князь Новгорода, Дмитрова, Твери. Женитьба на полоцкой княжне, дочери Брячислава.
1240, 15 июля – Разгром дружиной Александра шведских войск на Неве.
1242, 5 апреля – Разгром войском Александра немецких рыцарей на льду Чудского озера.
  – Александр заключает мир с немецким Орденом и его союзниками.
  – Гибель Ярослава, отца Александра в Монголии. Александр – князь Переяславля и Новгорода.
1249-1250 – Первая поездка Александра в Сарай и в Каракорум.
  – Вторая поездка Александра в Сарай. Разрыв с Александром его братьев Андрея и Ярослава.
  – Александр – великий князь Владимиро-Суздальской, Новгородско-Псковской и Полоцко-Витебской земель
  – Обмен Александра посольствами с Норвегией.
  – Отражение немецкого набега на Псков и договор Александра с немецким Орденом и его союзниками.
  – Разграничительный договор Александра с Норвегией.
1257-1259 – Третья поездка Александра в Сарай.
  – Четвертая поездка Александра в Сарай, его болезнь.
1263, 14 ноября – Смерть Александра в Городце.

* Здесь и далее в списке источники и литература располагаются в хронологическом порядке, то есть по годам выхода в свет. Такой порядок позволяет изучающему по вопросам темы лекции проследить прогресс (если он имеется) их исследования. Иной порядок расположения источников и литературы (к примеру, по алфавиту фамилий авторов), наоборот, затрудняет подобную работу.

[1] Переяславль-Залесский расположен примерно в 120 км на юг от Ярославля на берегах реки Трубеж, впадающей здесь в озеро Переяславское (оз.Плещеево), из него вытекает река Нерль, впадающая в Волгу. Первый устроитель Суздальской земли, прадед Александра Невского – князь Юрий Владимирович Долгорукий в 1152 г. основал этот город среди глухих дремучих лесов. Отец Александра Невского, Ярослав Всеволодович был удельным переяславским князем.

[2] Относительно года рождения Александра существует разногласие. Мы следуем за В.Н. Татищевым, И.Д. Беляевым и М. Хитровым, которые определено указывают год и день рождения Александра – 30 мая 1220 г. Не будет излишним добавить: 30 мая 1672 г. родился Петр I. Так что эта дата в истории России является знаменательной.

[3] Костомаров Н.И. Указ. соч. С. 153.

[4] Шнéка – небольшое парусно-весельное судно.

[5] Борис и Глеб – младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича, Крестителя Руси (988 г.). Около 987-989 гг. Борис получил от отца Ростов, Глеб – Муром. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, Борис и Глеб были убиты их старшим братом Святополком, получившим от народа прозвище «Окаянный» (значит отверженный, проклятый. Употребляется как бранное и осудительное слово). Русская православная церковь создала культ святых Бориса и Глеба.

В повестях и сказаниях об убийстве Бориса и Глеба проводится идея единства Руси и необходимость подчинения младших князей старшим. Не будет здесь лишним сказать о судьбе Окаянного (ок. 980-1019), князя туровского (988-1015), киевского (1015-1019). Был женат на дочери польского короля Болеслава Храброго. С помощью тестя Святополк готовил заговор против отца, после смерти которого завладел Киевским столом, убил своих братьев. Против Святополка выступил его брат Владимир Мудрый (князь Новгородский). После многочисленных стычек Святополк бежал в Польшу, затем в Чехию, но в пути погиб. Такова участь предателя и убийцы.

[6] Насад – старинное плоскодонное судно с высокими бортами.

[7] Хитров М. Указ. соч. С. 85.

[8] Цит.по: Хитров М. Указ. соч. С. 294. Прим. 153.

[9] Павел Дмитриевич Корин (1892-1967), народный худ. СССР. Написал триптих «Александр Невский [1942-1943]; «Русь уходящая», «Отец и сын». Много портретов – Л.М. Леонидова, Кукрыниксов, Гамалеи, Нестерова. Росписи на станциях «Комсомольско-Кольцевая», «Новослободская», «Смоленская». Для его картин характерны: одухотворенность и волевая собранность образов, монументальная строгость и четкость рисунка, цельность пластической формы, напряженная насыщенность цвета.

[10] Бармица – металлическая сетка, прикрепленная к шлему, для прикрытия лица, затылка, плеч, груди.

[11] Пашуто В. Указ. соч. С. 78-79.

[12] Генрих Ипполитович Семирадский (1843-1902) – польский и русский живописец. Обращался преимущественно к античным и раннехристианским сюжетам. Создавал произведения, отличающиеся мастерством композиции, детальной разработкой эффектов солнечного освещения. Создал картины «Танец среди мечей», «Светочи христианства», в том числе «Александр Невский в Орде», «Александр Невский принимает папских легатов» и др.

[13] Хитров М. Указ. соч. С. 98.

[14] Термин «сага» обычно понимается в смысле произведения со значительной долей фантастики. В данном случае «сага» понимается как рассказ, сочинение.

[15] Карамзин Н.М. История Государства Российского. Т. IV. С. 44, прим. 87 (по изд 1842 г.).

[16] Шаскольский И. Посольство Александра Невского в Норвегию // Вопросы истории. 1945. №1. С. 112-116.

[17] Отец Александра Ярослав Всеволодович, находясь в Орде, в Монголии, был приглашен матерью хана Гуюка Туракиной на обед. Она дала ему есть и пить из своих рук. После этого приема Ярослав скончался. Его посиневшее тело указывало, что он был отравлен. Это произошло 30 сентября 1246 г. Туракина пригласила и Александра, но он отказался ехать в Монголию.

[18] Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. IV. С. 42.

[19] Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. IV. С. 55.

[20] Схима - великий ангельский образ, монашеский чин, налагающий самые строгие правила. См.: В.И. Даль. Словарь. Т.4. С. 369.

[21] Карамзин Н.М. Указ. соч. Прим. Т. IV. Гл. II. С. 40.

[22] Цит.по: Энцикл. Сл. Брокгауза и Ефрона. Биографии. Т.1. М., 1991. С. 156.

[23] Лавра – это почетное звание знаменитого, многолюдного монастыря, большой или славный монашеской обители; первоклассный монастырь.

[24] Александра Невского орден // Большая Российская энциклопедия. М., 2005. Т.1. С. 446.

[25] См.: Пашуто В.Т. Александр Невский. Серия «ЖЗЛ». М., 1974. С. 154.

[26] Александра Невского Храм-памятник // Большая Российская энциклопедия. М., 2005. Т.1. С. 446-447.

[27] Майков А.Н. Сочинения: в 2-х тт. Т. 1. М.: Изд-во «Правда», 1984. С. 446-449.

[28] Симонов К.М. собр.соч.: В 10 тт. М.: Изд-во «Художественная литература». Т.1. М., 1979. С. 355-380.

[29] Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825), русский и украинский художник-портретист. Его отец и дяди были иконописцами и портретистами. На мировоззрение Владимира Лукича оказали влияние Г.Р. Державин, В.В. Капнист. Со второй половины 1790-х гг. в портретах Боровиковского находят яркое выражение черты сентиментализма: Нежный, блеклый колорит, легкое прозрачное письмо, плавные мелодичные ритмы создают лирическую атмосферу элегичности. Таково портретное изображение А. Невского. Кроме этого портрета, Боровиковский написал: Портрет М.И. Лопухиной, В.И. Арсеньевой, Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1794 г.), портрет Павла I (1800 г.) и др.

[30] Угрюмов Григорий Иванович. Родился в семье купца-жестянщика. Отец его, будучи родом из Ярославской губернии, обладал незаурядными способностями, которые выдвинули его в число депутатов по составлению нового Уложения. Заметив в сыне художественные наклонности, он отвез мальчика в Петербург и определил в 1770 г. в Воспитательное училище при Академии Художеств.

Еще на академической скамье Угрюмов проявил себя как талантливый рисовальщик. Наставниками его были исторические живописцы П. И. Соколов, Г. И. Козлов и И. А. Акимов. Работы юного художника имели успех и даже продавались на академических аукционах.

Ему было поручено написать несколько картин для интерьеров строящегося Михайловского замка. Они должны были изображать выдающиеся события русской истории. Работа эта заняла более двух лет, и результатом ее стали два полотна: "Взятие Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года" и "Избрание Михаила Федоровича Романова на царство 14 марта 1613 года" (1797-99). Исполнены эти картины мастерски, однако попытки художника преодолеть жесткие каноны классицизма, внося достоверные изображения мест действия и реальных героев, оказались безуспешны. Напыщенная театрализованность, условность сцен оставляет их далекими от подлинной историчности.

Помимо исторической живописи, Угрюмов создал и галерею портретных образов. Им написаны портреты лейб-медика И. К. Каменецкого (1810-е), купца А. И. Серебрякова и его жены (оба 1813), купца И. В. Водовозова (1814) и др. Своей простотой и серьезностью эти работы выгодно отличаются от его тяжеловесных исторических композиций.

Много лет возглавляя исторический класс АХ, Угрюмов воспитал блестящую плеяду русских исторических живописцев, среди которых были А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, О. А. Кипренский и другие мастера, составившие славу отечественного искусства.

[31] Серов Владимир Александрович [1910 — 1968], советский живописец и график, народный художник СССР (1958), действительный член АХ СССР (1954). Серов работал преимущественно в области историко-революционной живописи, создавая произведения, отмеченные идейной целеустремленностью, ясностью композиции и чёткостью рисунка ("В. И. Ленин провозглашает Советскую власть", 1947, "Зимний взят", 1954; "Декрет о мире", "Декрет о земле", обе — 1957).

[32] Сталин И.В. Речь на параде Красной Армии 7 ноября 1941 года на Красной площади в Москве // Он же. О Великой Отечественной войне Советского Союза. Изд. 5-е. М., 1950. С. 71-72.

[33] Советская Россия. 2008. №145 (30 декабря). С. 2.

[34] Костомаров Н.И. Князь Александр Невский // Он же. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. Репринтное издание 1873-1888 гг. Кн. первая. С. 169.

[35] Кучкин В.А. Указ.соч. (ОИ. 1996. №5. С. 30.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: