Стратегии разрешения педагогического конфликта

Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)

может происходить в разных формах:

● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия

при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход

конфликта в скрытую форму. Это происходит при потере субъектами

мотивации к противоборству, переключении активности на другие сферы

или при истощении ресурсов, сил и возможностей продолжать борьбу.

● Устранение конфликта означает ликвидацию основных

структурных элементов конфликта: уход одного из субъектов, исключение

взаимодействия на определенное время (например, на время каникул) или

устранение объекта конфликта, что разрушает саму возможность и

необходимость конфликта.

● Перерастание в другой конфликт возможно при возникновении

нового, более значимого противоречия и смене объекта конфликта.

Например, конфликт по поводу справедливости оценок между учителем и

родителями может перерасти в конфликт по поводу целей образования или

стиля взаимоотношений с детьми.

● Урегулирование конфликта – устранение противоречия между

субъектами конфликта при участии третьей стороны.

● Разрешение конфликта – это совместная деятельность его

участников, направленная на прекращение противодействия и решение

проблемы, которая привела к противоборству. Оно предполагает активность

обоих субъектов по преобразованию условий и устранению причин

конфликта.

Избегание конфликта (уход, игнорирование, попустительство,

изменение отношения к ситуации) состоит в том, что человек оттягивает

момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на

некоторое время отложить принятие решения

Приспособление (соглашательство, уступка) заключается в

изменении самого субъекта конфликта и является попыткой поддержать

добрые отношения любой ценой. Это вынужденный или добровольный отказ

от борьбы и сдача своих позиций. Эта тактика может быть разумной, если

конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный

стресс во взаимоотношения на данном этапе, если субъект осознает свою

неправоту или чрезмерно зависим от оппонента. Но в серьезном конфликте

соглашательский стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы

остаются неразрешенными.

Конфронтация (преодоление, доминирование, подавление,

борьба, соперничество, напористость, конкуренция, доминирование,

изменение ситуации) как стиль поведения выражает стремление подчинить

ситуацию себе, настоять на своем, склонить иных субъектов к своей позиции.

Конфронтация предполагает установку на достижение цели любыми

средствами. Цель конкуренции – «победа» над противостоящей стороной. В

этом стиле поведения субъект воспринимает иного субъекта как противника,

соперника, врага. Признаками конфронтации являются недоверие (все, что

исходит от «врага» безусловно плохо); снятие вины с себя «в пользу врага»

(во всех проблемах виноват «враг»); негативное ожидание (все, что

предпринимает враг, приведет к негативным для субъекта результатам);

деиндивидуализация (враг обесценивается до состояния «вещи», враг врага

воспринимается как друг, друг врага – враг).

Компромисс (кооперация) проявляется в изменении ситуации и

изменении самого субъекта.

Сотрудничество – тип взаимодействия в конфликте, при

котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними

противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных взаимоотношений.

Сочетание стратегий различных субъектов конфликта приводит к

определению стратегий разрешения конфликта по следующей схеме:

соперничество + соперничество = соперничество

соперничество + приспособление = приспособление

компромисс + компромисс = компромисс (симметричный)

компромисс + сотрудничество = компромисс (симметричный)

компромисс + приспособление = компромисс (асимметричный)

компромисс + соперничество = компромисс (асимметричный)

сотрудничество + сотрудничество = сотрудничество

избегание + любая стратегия = избегание

Представление о сотрудничестве как позитивной стратегии

разрешения конфликта впервые возникло в 1942 г. в работах американского

социального психолога М. Фоллет и изначально обозначалось как стратегия

интеграции. Понимание сотрудничества как ключевой стратегии

педагогического взаимодействия позволило создать целое педагогическое

направление – педагогику сотрудничества. Основным коммуникативным

механизмом в этой педагогической технологии признается диалог.

В процессе педагогического взаимодействия педагогу, как

субъекту несущему ответственность за исход конфликта, важно уметь

владеть всеми перечисленными стратегиями и адекватно применять их в

сложных педагогических ситуациях.

При этом не следует забывать, что на выбор стратегии поведения в конфликте влияют:

_ соотношение статусов субъектов конфликта;

_ иерархия ценностей или ценностные ориентации;

_ прошлый опыт конфликтного взаимодействия, стереотипы (профессиональные, половые, расовые и т.д.);

_ цель поведения в конфликте

_ восприятие противостоящей стороны как партнера, оппонента,

противника или непреодолимой преграды;

_ владение средствами воздействия, стереотип поведения

(способность к убеждению и диалогу, апелляция к формальному порядку,

силовое давление и эмоциональное воздействие).

Ребенок, учащийся по всем названным факторам уступает

(проигрывает) педагогу, обладающему более высоким статусом, устойчивой

системой ценностей, большим опытом конфликтного взаимодействия и,

главное, огромным арсеналом средств воздействия (от принуждения,

насильственного подчинения и убеждения до эмоционального заражения). В

конфликте между педагогом и учеником, взрослым и ребенком субъекты не

равны по определению, поэтому педагогу надо быть особенно

внимательным, деликатным и корректным. У педагога к названным факторам

присоединяется один, который должен стать доминирующим, –

педагогическая цель. В педагогических целях педагог может использовать

все названные стратегии. Управление подразумевает урегулирование,

разрешение, или даже инициирование некоторого конфликта для достижения

целей образовательно-воспитательного процесса. Правильно организованное

управление нацелено на уменьшение деструктивных и усиление

конструктивных последствий конфликта. Варьирование стратегиями,

владение ими, способность в различных условиях организовать развитие

событий по той или иной стратегии – составляющие конфликтологической

компетентности.

Педагог может выступать не только участником конфликта, но и

посредником, третьей стороной. Педагогическое посредничество имеет

определенную специфику и отличается от психологического посредничества.

«Психологическое посредничество – это прежде всего психологическая

помощь людям в конфликтных ситуациях, направленная на восстановление

нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной

основе»1. В психологии существуют две полярные точки зрения на

этическую или моральную позицию психолога (медиатора, посредника) по

отношению к решаемой в конфликте проблеме:

1. выдвижение на первый план нейтральной позиции психолога

(запрет принимать какую-либо собственную моральную позицию по

отношению к проблеме, так как это приводит к ожиданию им оценок,

попыткам защищаться и т.п.;

2. открытое выражение посредником своей ценностной позиции.

Вряд ли возможно говорить о целесообразности той или иной точки

зрения в сфере педагогической конфликтологии. Конкретная конфликтная

ситуация, определенный контекст конфликта, а главное профессиональные

ценности педагога требуют выбора той или иной позиции в каждом

конкретном случае. Поскольку конфликт рассматривается в педагогике как

формирующий и развивающий фактор, позиция педагога может оказаться

существенной при принятии участниками конфликта решений. Но это в свою

очередь, зависит от имиджа и авторитета педагога, степени доверительности

его отношений с участниками и от множества других факторов.

Важным представляется соблюдение неких принципов при

педагогическом посредничестве. Среди этих принципов можно выделить те,

которые являются общими с психологическим посредничеством:

Педагогическое посредничество на самом деле следует понимать

шире определения «посредник». Оно приближается к определению

медиаторства, в котором А.И. Шипилов выделяет несколько ролей1.

«Третейский судья» – наиболее авторитарная роль, обладающая

наибольшими возможностями по определению вариантов решения

проблемы. Он самостоятельно на основании изучения проблемы выносит

решение, которое не оспаривается. Для детей с неразвитой волевой сферой в

определенных ситуациях этот тип посредничества единственно верный.

Формирование самостоятельности здесь будет заключаться в аргументации

решения и объяснении его смысла. «Арбитр» также обладает значительными

полномочиями, но он обсуждает свое окончательное и обязательное для

исполнения решение с участниками конфликта. Его решение может быть

обжаловано в вышестоящей инстанции. «Собственно посредник» имеет

более нейтральную позицию. Обеспечивая конструктивное обсуждение

проблемы, окончательное решение он оставляет за самими участниками.

«Помощник» участвует в урегулировании конфликта с целью

совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации

взаимодействия, но не вмешивается в содержание противоречия и принятие

окончательного решения. «Наблюдатель» своим присутствием в зоне

конфликта лишь сдерживает участников от нарушения договоренностей и от

взаимной агрессии, создавая тем самым условия для конструктивного

взаимодействия.

Такое широкое посредничество является важнейшим фактором в

конструктивном разрешении педагогических конфликтов. При этом педагог

может обеспечить:

В педагогической конфликтологии для определения стиля и нормы

поведения педагога в сложных ситуациях используется понятие

«конфликтологический стандарт». Стандартом принято называть

правовую норму. Однако в современном образовании под

конфликтологическим стандартом педагога имеется ввиду свод принципов,

на которые должен ориентироваться педагог, организуя свое поведение в

конкретной конфликтной ситуации. Конфликтологический стандарт

не исключает своеобразия, индивидуальной гибкости поведения человека.

. Кроме

ограничительных (лимитирующих) в конфликтологический стандарт входят

и разрешительные (направляющие) принципы. Вот некоторые из этих

принципов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: