Национальные особенности европейского романтизма

Немецкий романтизм. Предтечей немецкого романтизма является творчество поэта Гёльдерлина, который родился в Швабии в 1770г. программное сочинение этого поэта называется «Гиперион». Это поэма кт построена на античном, мифологическом материале, но по своей идейной устремленности этой миф о человеке будущего, о человеке грядущем. По мнению Гельделина именно античность была той исторической эпохой, когда человек открыл в себе свои лучшие способности, но античность это не модель для будущего, это полигон, на кт человек продемонстрировал свои потенциальные возможности, но в полной мере эти способности должны проявиться только в будущем.

Немецкий романтизм принято делить на 2 периода:

- ранний

- Йенский (1797-1802)

Наиболее известные: Фридрих и Август Шлегель.

Йенские романтики разрабатывали теоретические основы европейского романтизма и прежде всего анализировали взаимосвязь искусства и природы. Они считали, что искусство неделимо на содержание и форму. И то и другое присутствуют слитно. Йенские романтики считали, что именно литература является тем особым видом искусства, которое поведет за собой общество.

Следующий период немецкого романтизма связан с городом Гейдельберг (1802-1813). Гейдельбергские романтики стремились найти золотую середину. Они не отказались от поисков универсального образа мира. Но вместе с тем стремились работать с конкретными фактами и наблюдениями. Наиболее известными представителями стали братья Гримм. Они считали, что фольклор это безличное творчество народной души. Мифология это единственная религия, а миф составляет ядро любого искусства. Якоб гримм опубликовал книгу под названием «Немецкая мифология». Эта работа положила начало формированию могущественной школы, кт назвали мифологической.

Развитие немецкого романтизма завершает творчество Гофмана. Его ориентирами были Шекспир и тд. Его творчесткая концепция состояла в том что люди подразделяются на 2 основных типа: одни бездумно играют навязанные им роли, другие не от мира всего и жизнь внушает им ужас. Не случайно Гофман работал в жанре сатиры-фантазии. Хотя «Элисиры Сатаны» называют романом ужасов. Гофман одним из первых заговорил о власти вещей, которые порабощают человека. Он первый из романтиков, кто поставил под сомнение возвышенность искусства. Он считал несовершенным и само искусство и его творцов. Он настаивал на том, что гармония рождается из диссонансов.

Английский романтизм. Первый этап английского романтизма связывают с поэтами «озерной школы». Это три поэта кт поселились в СЗ Англии в краю озер. Это У. Вордсворт, С. Кольридж, Р. Саути. В 1800г эти поэты опубликовали совместный сборник «Лирические баллады» кт стал манифестом английского романтизма. (их иногда называют лейкистами). В предисловии к этому сборнику, кт написал Вордсворт, поэты призывали к живому восприятию природы, они считали что именно природное окружение выявляет лучшие качества человеческой личности. Они призывали к обновлению литературного поэтического языка и широко использовали народные выражения в просторечной лексике. Сюда же можно пришить Вальтера Скота, кт стал автором нового литературного жанра – исторический роман. В. Скотт начинал как балладист, а закончил как романист. В своих ранних произведениях Вальтер Скотт создает образы людей, кт захватил вихрь истории, но сами они не имеют четкой жизненной позиции. В более зрелых произведениях Скотт создает новый тип героя – бескомпромиссной личности, кт идет навстречу судьбе. В своих романах В. Скотт в отличии от большинства романтиков на первый план выводит исторически безвестного человека (Роб Рой и т.д.). Он обращается к негероическим фигурам. Скотт первый кто сумел показать что такое историческое время, а точнее говоря наполнить время конкретно-историческим содержанием.

12 марта.

Второй этап совпадает с творчеством Шелли и Кидса. Перси Билли Шелли – родился в аристократической семье, но свою молодость он провел порвав с семьей, среди плебейской интеллигенции. Совершил поездку в Дублин.Поступил в Оксфорд, но был отчислен за публикацию брошюры «Необходимость атеизма». Исповедовал пантеизм, он одушевлял природу. Считал, что она населена множеством стихийных духов. Был убежденным противником социального насилия. Считал, что политические изменения играют служебную роль в историческом процессе. Поэтика - «Раскованный Прометей».

Джон Кидс – родился в семье содержателя конюшни. К литературному творчеству приобщил издатель Хенд. Истинными учителями Кидса были Шекспир и Джованни Бокаччо. Его музой стала Фанни Брон. В 1802г. заболевает, едет в Рим и умирает. Поэма Кидса «Ламия». Поет лишет собственного лица. Его интересовала проблема спасения человечества путем борьбы как закона человеческого существования. Он отказался от красивых поэтических образов но в центре всегда оставалась красота- сущность всех вещей в этом мире.

Французская культура первой половины XIX века (РОМАНТИЗМ)

Пышному цветению романтического искусства во Франции способствовали успехи Наполеоновской империи. Безмерность стремлений молодого императора импонировала романтикам. Они смотрели на Наполеона как на великого человека, который может навести порядок не только в Европе, но и в искусстве. Реставрация Бурбонов способствовала дальнейшему укреплению романтизма, так как террор укрепил мысли романтиков в ом, что государство иррациональное по своей природе и враждебно к человеку. Романтические настроения ярко проявляли себя в живописи начала 19 века. Де Лакруа, Эжен, Француа Гране. 1918 году Франца Гране преподнес в дар Александру 1 свою картину, которая называется «Внутренний вид хора в церкви Капуцинов на площади Барберирини в Риме». Картина получила популярность и художник сделал множество копий, кроиме того его творчество стало популярным и в России. И не случайно. Венециан писал по поводу манеры Гране «он повинуется только натуре без всякой примеси манерности и искуственности, поэтому картины не надо писать а-ля рембрант, а надо а-ля натура». Творчество Гране развивалось в палемике с художниками академического направления.

Романтизм способствовал популярности исторической живописи, причем романтики широко раздвинули тематические рамки исторической картины. Они изобразили не только героические деяния, но и обыденные события недавнего прошлого. Первыми из представителей романтического напрвления был Шарль Кудер. В качестве исторического сюжета он берет биографию итальянского художника Мазаччо. (Современник Кудера Тоссар.)В жанре исторической картины весьма популярными стали сюжеты из русской кампании Наполеона. Романтики в этих сюжетах стремились показать судьбу рядового солдата, которого сберегла судьба, но у которго нет будущего. Большую популярность во Франции получила Ориенталистская (Восточная) тематика, которая стала ведущей для целого ряда французских романистов. Специально ездили в Африку, где искали сюжеты для картин. Сказочный и загадочный Восток они противопоставляли обыденной Европе. Эжен де Лакруа совершил путешествие в Алжил и Маркоко в 1832. Результатом был цикл картин принесших ему шумную популярность. Быт Востока и Африки привлекал хужожников своей чувтвтенностью, яркой экспрессивностью. Одна из картин де Лакруа «Охота на львов». Живописная манера де Лакруа раздражала официальных критиков. Один из современников заметил, что он пишет картины как леы терзает жертву. Еще одним живописным направлением стал романтический пейзаж. В противовес Ориенталистам, ориентировались на национальный образ природы. Представители этого направления изображали природу как состояние собственного душевного беспокойства, поэтому романтический пейзаж был обращен к неброскому природному окружению. Излюбленным местом живописных занятий был лес Фонтен Бло и деревушка Барбизон. Вождем Борбизонцев был Теодор Руссо. По его собственному заявлению, он хотел сделаться художником своей страны. Искусствоведы сопоставляют его пейзажи с природными описаниями Оде Бальзака. Его пейзажи повествуют о душевном состоянии художника. 19 век называют «столетием пейзажев». В Свои краски примешивал битиум, в следствие которго краски тускнели. Одним из учеников Давида был Теодор Жерико. Одной из первых значимых картин стало полотно «Плод медузы(Медуза – название корабля)». Полотно 7*5 метров. На плату изображение людей которые увидели на горизонте корабль. После смерти Жерика именно к этой картине был использован термин «романтизм», то есть первоначально равнодушная критика определила как самую романтическую картину. Уехав в Англию начал писать картину на тему «Лошадиных бегов». По возвращении во Францию вновь обращается к социальной проблематике. В 1822 году экспонирует цикл работ, посвященных обитателям сумашедшего дома. Своими работами Жерик попытался раздвинуть сами границы искусства показать безграничность его тематики. Этот цикл он писал смертельно больным и внезапно умер в 33 года.

Скульптура. Антуан Бари. Прославил себя как анималист. Анималистический жанр был выбран не случайно., т.к. Бари, как романтика, живо интересовала природа во всех ее проявлениях. Он посещал зоопарки, скотобойни, где изучал повадки животных, их анатомию.

Литература. Виктор Гюго, Теофиль Готье. Теофиль Гттье в молодости выбирал между живописью и литературой, а в литературе ему пришлось выбирать между классицизмом и романтизмом, поэтому он стал романтиком по убеждениям. Свой выбор сделал во время премьеры оперы Виктора Гюго «Эрнани». Первый политический сборник вышел в 1830 году, но в это время Париж был перегорожен баррикадами, поэтому его дебют не заметили. 1832г. – второй сборник, но в Париже свирепствовала холера. Готье начинает работать как прозаик, но попадает в литературную кабалу, к Эмилю Жерделю, который превращает его в журналиста. По долгу службы он вынужден много путешествовать. Истинная слава – публикация сборника «Эмали и Камеи». Он широко использовал античный литературный прием – экфрасис – художественное описание внешнего вида предмета. Описание предмета в рамках литературного произведения порождает двойной эффект – одно художественное произведение перемещается в другое. (его корни еще в античности Гомер – Щит Ахилла).Этот поэтический сборник настоящий музей истории мировой культуры. В поэтическом тексте множество скрытых цитат из других авторов, аллюрит (заимствование) из скульптурных и живописных произведений. Отличительной особенностью творческого почерка Готье является Игра смыслами. У Готье, как у любого романтика был собственный миф, миф о Средиземноморье. Все свои журналистские разделил на два вида: 1. На Север: - Англия, Бельгия, Россия. 2. Юг: - Италия, Испания, Африка, Турция. Причем на Север он ездил под давлением, а на Юг по желанию, потому, что Юг – это средиземноморье, в котором находится подводный рай всего человечества.

14 марта.

Архитектура.

Во французской архитектуре на рубеже 18-19 вв была популярна идея Фаланстера. Под фаланстером понимали идеальное место, в котором органично сочетаются жилые и производственные помещения. Теоретические разработки принадлежат французскому архитектору Фурье. Для Поланстера идеалом жилого пространства связано с совместным проживанием множества людей. На практике это была идея многоквартирного дома.

Французские архитекторы также разрабатывали идею регулярного города. В частности предлагали планы архитектурного обустройства исторического центра Парижа. Наибольшую популярность получил план Османа. Градостроительный центр должны были пересекать строго спланированные магистрали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: