В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ
Социальная педагогика относительно молодая отрасль гуманитарных знаний. Она только формирует свой научный потенциал, свои теоретические основы. Что касается практики, так за последнее десятилетие социальными педагогами различных уровней накоплен богатейший опыт работы в социуме по реализации самых различных программ адаптации и реабилитации представителей из самых различных слоёв населения.
Применяемые в практике социальной педагогики методики и технологии помогают правильно выстроить систему взаимоотношений социальной педагогики с другими отраслями, занимающимися проблемами социализации личности, в том числе и с социальными службами.
Тема 4.
* * *
Современная социально-педагогическая среда – это значительное многообразие структур и систем, занятых социализацией личности, которые в рамках своего социального статуса и функций осуществляет накопление индивидуального социального опыта как самобытного синтеза разнородных ощущений и переживаний, способов общения, моделей поведения, аксиологических ориентаций, социальных санкций и установок. Координацию всех институтов социализации по реализации социальных установок осуществляет социальный педагог.
Участие социального педагога в процессе организации деятельности социальных служб как системы защиты прав населения имеет свою специфику. Социальный педагог участвует в работе социальных служб не как посторонний наблюдатель, эксперт или куратор, он, прежде всего, организует базисные основы функционирования любой социальной службы на основе социально-педагогических принципов взаимодействия и профессиональной культуры. Основой деятельности социального педагога в социальных службах являются действия, направленные на формирование благоприятных условий для творческой работы специалистов.
Поскольку эффективность профессиональной деятельности социального педагога опирается на реализацию всех её компонентов, необходимо выделить уровни осуществления профессиональной деятельности.
Первый уровень – это копирование чужих образцов профессиональной деятельности, которые опираются на исполнительский потенциал социального педагога, ориентированный на чужую волю и опыт. При этом, социальный педагог реализует такие функции своей профессиональной деятельности как, диагностическая, организаторская.
Второй уровень – осуществление деятельности по собственному усмотрению, опираясь на свой опыт и знания, творческий потенциал, умение планировать свою деятельность с учётом складывающихся социальных обстоя-тельств. Здесь так же возникают функциональные особенности профессиональной деятельности социального педагога: функция планирования, коммуникативная, побудительная и формирующая функции.
Третий уровень – осуществление деятельности, исходя из системного понимания проблем социально-педагогического и психологического характера. Функциональное проявление профессиональной деятельности социального педагога проявляется в умении специалиста анализировать, оценивать, координировать корректировать психолого-педагогическую ситуацию в трудовом коллективе любой из социальных служб и направлять деятельность службы в строго функциональном направлении.
Иногда трёхуровневая функциональная система не находит применения в работе социального педагога. В таких случаях используется более дифференцированная, которая выделяет такие функции как:
- образовательно-воспитательная – обеспечивает целенаправленное педагогическое влияние на поведение и деятельность сотрудников, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;
-диагностическая - изучает медико-психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;
- организаторская - организует социально-педагогическую деятельность сотрудников, их инициативу, творчество; влияет на содержание творческого потенциала, содействует культурному росту, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаимодействие медицинских, образовательных, культурных, спортивных, правовых аспектов процесса совместной деятельности;
- прогностическая - у частвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конкретного коллектива, его деятельности в системе социальной работы;
- предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая - учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание медико-психолого-педагогической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав;
- организационно-коммуникативная - способствует включению добро-вольного актива в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
- охранно-защитная - использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли посредника, защитника интересов ребенка, консультанта, организатора социально-педагогического взаимодействия и др. Какие бы социальные роли не выполнял социальный педагог в системе органов социальной работы, главным всегда остаётся роль посредника во взаимоотношениях со всеми членами коллектива.
Проблема взаимодействия человека с природной средой, техникой, социальной средой, с окружающими его людьми интересует многих исследователей (К.А. Абульханова-Славская, Л.П. Буева, А.Л. Журавлев, М.С. Каган, Б.Ф. Ломов и др.).
Деятельность групп рассматривается в науке как продукт взаимодействия, конечный результат столкновений отдельных воль, равнодействующая бесконечного количества «перекрещивающихся сил». В процессе деятельности преобразуется не только ее предмет, но и сама группа, индивиды, которые стремятся реализовать, осуществить себя- В ходе деятельности индивиды как физически, так и духовно творят друг друга.
В зависимости от того какое объединение индивидов является субъектом, деятельности, различают ее формы:
совокупная деятельность (субъект — статистическая совокупность людей);
действия людей в ходе группового контакта (субъект — любые случайные скопления);
собственно групповая деятельность, возникающая в ходе объединения людей, когда они испытывают потребность в совместной, взаимосвязанной и взаимозависимой деятельности и общении друг с другом. В этом случае имеет место определенное отношение индивидов к совместной деятельности, которое закрепляется в общности позиций, чувств, настроений и проявляется в нравственной атмосфере, психологическом климате, групповом мнении.
В групповой деятельности необходимо не только существование, но и признание индивидами общих групповых целей, интересов, ценностей, значимости деятельности группы. Только в групповой деятельности в полной мере раскрываются все способы и формы организации вербального и невербального взаимодействия людей в процессе совместной деятельности. Высшим уровнем развития групповой деятельности является коллективная деятельность, субъектом которой выступает коллектив. Здесь социальный педагог формирует систему действия, включающую его самого и тех людей, с которыми он сотрудничает в процессе решения конкретных задач. Размеры этой системы, т.е. круг лиц, с которыми он будет взаимодействовать, зависят от характера объекта помощи и решаемой проблемы.