Содержание инфраструктуры менеджмента организации
Таблица 2.3
Классификация технологий управления
Классификация технологий | |||
По Д. Вудворду | По Д. Томпсону | ||
содержание | характеристика | содержание | характеристика |
1. Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство | Одновременно изготавливается одно или малая серия одинаковых изделий в качестве опытного образца либо для определенного покупателя и по его спецификациям | 1. Интенсивная технология | Чрименение специальных приемов, навыков или услуг для того, чтобы произвести определенные изменения в конкретном материале, поступающем для обработки |
2. Массовое и крупносерийное производство | Изготавливается большое количество изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи | 2. Многозвенные технологии | Применяются серии взаимозависимых задач, которые должны выполняться последовательно |
3. Непрерывное производство | Использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления (переработки), одинакового по характеристикам продукта в больших объемах | 3. Посреднические технологии | Осуществля ются встречи групп людей, являющихся или стремящихся быть взаимно полезными |
ции потребностей сторон, вступающих во временные отношения как звено цепи в непрерывной последовательности таких отношений. Поэтому посреднические технологии в классификации Томпсона рассматриваются как эквивалентные непрерывному производству в классификации Вудфорда.
|
|
Структура организации. Организации состоят из нескольких уровней управления и подразделений (функциональных областей: маркетинг, производство, планирование финансов и т.д.).
Логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации, называются структурой организации.
Основными концепциями, имеющими отношение к структуре организации, являются специализированное разделение труда и сфера контроля (объем управления).
Практически во всех организациях имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям (т.е. закрепление данной работы за специалистами). Если организа ция достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области.
Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени возможности ее успешной деятельности. Эффективность и целесообразность способов разделения работы между людьми во многих случаях определяет, насколько производительна может быть организа ция по сравнению с ее конкурентами. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
|
|
Вертикальное разделение труда как координация работ по выполнению непосредственных заданий необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленчес ких уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля. Если одному руководителю подчиняется большое количество людей, то речь идет о широкой сфере контроля, дающей в результате плоскую структуру управления. При узкой сфере контроля (каждому руководителю подчиняется мало людей) говорят о многоуровневой структуре.
Не существует идеальной сферы контроля. Многие переменные как внутри самой организации, так и во внешней среде могут влиять на нее. В результате на практике сфера контроля в организации часто существенно варьируется как по уровням управления, так и по функциональным областям.
Необходимость в координации наиболее важна, когда работа четко делится по горизонтали и по вертикали. Если руководство не создаст формальных механизмов координации, люди в организации не смогут эффективно выполнять работу совместно. Без соответствующей формальной координации группы людей на различных уровнях в различных функциональных зонах, так же как и отдельные лица, сосредоточат свои устремления на обеспечении собственных интересов, а не интересов организации в целом.
Формулирование и доведение до сотрудников целей организации и отдельных подразделений представляют собой лишь один из многочисленных механизмов координации. Каждая функция управления играет определенную роль в координации специализированного разделения труда. Поэтому руководитель должен постоянно сопоставлять свои обязательства по координации с деятельностью по их реализации.
2. Люди как фактор внутренней среды организации.
Люди как фактор внутренней среды организации. Окончательную пригодность конкретной технологии делают люди, когда осуществляют свой потребительский выбор. Люди являются решающим фактором и внутри организации при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Таким образом, сотрудничающие люди, реализующие выполнение задач и делающие технологии полезными, являются пятой внутренней переменной.
Существуют три основных аспекта человеческой переменной в ситуационном подходе к управлению: поведение отдельных людей, поведение людей в группах, характер поведения руководителя (менеджера в роли лидера) и его влияние на поведение отдельных людей и групп. Основными факторами, влияющими на индивидуальное поведение и успешность деятельности людей, являются:
♦ способности (как врожденные, так и приобретенные, развиваемые);
♦ предрасположенность (как потенциал человека в отношении выполнения конкретной работы);
♦ одаренность (как талант, открывающийся в определенной области);
♦ потребности (как внутреннее состояние психологического или физиологического ощущения недостаточности чего-либо);
♦ ожидания (как формирование прогноза относительно результатов своего прогноза, основанное на прошлом опыте и оценке текущей ситуации);
♦ восприятие (как интеллектуальное осознание стимулов, получаемых от ощущений);
♦ отношение (как влияющее на поведение необъективное восприятие окружающей среды);
♦ точка зрения (как сформировавшийся и устоявшийся взгляд на вещи);
|
|
♦ ценности (как общие убеждения, вера по поводу того, что хорошо и что плохо или что безразлично в жизни).
Место управления персоналом в системе управления предприятием определяется взаимосвязью, взаимодействием и взаимозависимостью внутренних элементов организации между собой, с одной стороны, и с элементами внешней среды прямого и косвенного воздействия, с другой стороны (рис. 2.3), а также возможностями сотрудников организации (табл. 2.3).
Политика и экономика | Органы местного самоуправления | Инвесторы (кредиторы) | Фискальные органы | Законодательство и право |
Органы по сертификации | Система качества | Инновации | Финансы | Потребительские объединения (союзы) |
Поставщики | Снабжение | Блок управления | Сбыт | Потребители |
Посредники в снабжении | Кадры | Производство | Инфраструктура | Сбытовые посредники |
Социальная и культурная | Кадровые | Рынок | Промышленная и транс- | Географические, климатические и |
среда | агентства | (конкуренты) | портная инфраструктура | экологические условия |
Рис. 2.3. Взаимосвязь элементов предприятия с внешней средой прямого и косвенного воздействия
Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социотехнические подсистемы (люди — социальный компонент; цели, задачи, структуры и технологии — технические компоненты). Изменение одной из них в некоторой степени влияет на все остальные. При этом "овершенствование одной переменной не обязательно может привести к повышению эффективности функционирования организации, если эти изменения сказались отрицательно на другой (других) переменной.
Научные знания и практические умения людей | Внутренняя среда (аура организации) | Внешняя (общественная) среда |
Экономические знания | Ценности | Рынок |
Концепция менеджмента | Традиции | Профессиональная подготовка менеджеров |
Концепция качества | Культура | Образование |
Социологические знания | Социально-политическая атмосфера | Система государственного управления |
Знания в области финансов | Экономическая психология | Ресурсы |
Психологические знания | Правовое сознание | Структура собственности |
Выше была описана среда внутри организации и рассмотрены основные переменные, от которых зависит успех организации. Внутренние факторы организации явились основными объектами рассмотрения в учениях различных школ и концепций менеджмента. Так, например, концепция научного управления фокусировала внимание руководства организации на задачах и технологиях управления. В концепции административного управления было показано, что для успешного функционирования организации необходимо создание рациональной структуры. В концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений основной акцент делается на людях в организации как на важном факторе успеха.
|
|
Однако успех организации во многом зависит и от внешней среды организации, умения последней приспособиться к состоянию и изменениям во внешнем окружении, а также осуществить соответствующие изменения во внутренней среде.
Необходимость учета внешней среды в организации управления наглядно продемонстрирована в концепции системного подхода, где организация рассматривается как состоящая из внутренних элементов система, являющаяся, в свою очередь, элементом более крупной системы, но уже во внешней среде. Идея учета внешней среды была развита в концепции ситуационного подхода, согласно которой наилучший для данной ситуации метод управления определяется конкретным содержанием и состоянием внутренних и внешних факторов.
Поскольку организация является открытой системой, то ее руководству в процессе управления постоянно приходится учитывать состояние внешней среды, поскольку из нее черпаются ресурсы (материальные, трудовые, финансовые).
Внешняя среда определяет (в том числе законодательно) правила деятельности на рынке, спрос на продукцию и услуги (рис. 2.3).
Менеджер как руководитель, от которого зависит успех организации, обязан уметь выявлять наиболее существенные факторы внешней среды с точки зрения их влияния на организацию и предложить наилучшие способы реагирования на внешние воздействия, чтобы обеспечить как минимум выживание фирмы на рынке.
В книге «Основы менеджмента» М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури приводится яркое сравнение организации с биологическим организмом: «Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организации, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».
При рассмотрении организации как открытой системы внешнюю среду для простоты и удобства образмеривают, как показано на рис. 2.3, двумя группами факторов: прямого воздействия, непосредственно влияющие на операции организации, и косвенного воздействия, не оказывающие прямого немедленного воздействия на операции организации, но с течением времени играющие решающую роль на деятельности организации.
Области требующих учета прямых и косвенных воздействий внешней среды постоянно расширяются. При этом все они обладают рядом общих характеристик.
Наиболее общие характеристики внешней среды приведены на рис. 2.4.
Общие характеристики внешней среды |
Сложность |
Подвижность |
Взаимосвязанность факторов |
Неопределенность |
Рис. 2.4. Составляющие характеристики внешней среды
Сложность внешней среды определяется числом факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровнем изменчивости каждого из них.
Подвижность среды характеризуется скоростью, с которой происходят изменения в организации.
Окружение организаций изменяется с нарастающей скоростью, однако разброс этих скоростей для различных организаций все равновелик. Кроме того, подвижность внешней среды может быть неодинакова для различных подразделений одной организации.
Таким образом, учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной внешней среды, организация (или ее подразделения) для принятия эффективных решений относительно своих внутренних переменных должно использовать широкий спектр разнообразной информации. Это усложняет процессы сбора, обработки информации и делает более трудным процесс принятия решений.
Неопределенность внешней среды характеризуется относительным количеством информации о внешнем окружении, которой располагает организация с точки зрения ее достаточности, а также уровнем достоверности и своевременности информации. Фактор неопределенности внешней среды существенно затрудняет процесс принятия рациональных решений в организации.
Сложная структура современной организации образует единое целое благодаря целенаправленному воздействию на ее основные связи и процессы. Это достигается в результате управленческой деятельности, представляющей собой сочетание различных функций, каждая из которых направлена на решение сложных специфических проблем взаимодействия между отдельными подразделениями фирмы. Сфера управления охватывает все стороны деятельности организации: производство, НИОКР (инновации), сбыт, финансы, коммуникации и т.д.
Кратко круг проблем, решаемых управленческой деятельностью, сводится к следующему: определение конкретных целей развития, выявление их приоритетности, очередности и последовательности решения. На этой основе разрабатываются хозяйственные задачи, определяются основные направления и пути их решения, вырабатывается система мероприятий для решения намеченных проблем, определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения, устанавливается контроль выполнения поставленных задач.
Реализация общих задач требует создания необходимых условий в сфере управления:
♦ функций маркетинга — для приспособления производства к требованиям и спросу рынка (методами разработки внутрифирменных программ маркетинга по каждому продукту и про гноза развития);
♦ функций планирования — для обоснованного определения основных направлений и пропорций развития материально-
производства с учетом источников его обеспечения (методами разработки планов и прогнозов);
♦ функций организации — для налаживания организационньгх отношений между различными подразделениями по выполнению решений и плановых показателей хозяйственной деятельности на конкретный период;
♦ функций оперативного руководства — для мгновенного вмешательства в процесс деятельности организации, чтобы реализовывать запланированные и организованные мероприятия при необходимости упреждать расхождение между планируемыми и фактически происходящими событиями;
♦ функций контроля — для проверки выполнения деятельности и сравнения с намеченными целями и направлениями развития (составлением балансов, счетов прибылей и убытков и т.д.);
♦ функций мотивации — для морального и материального стимулирования персонала при выполнении задач по достижению целей организации.
При реализации функции планирования роль управления персоналом заключается:
♦ в формировании кадровой политики;
♦ планировании набора, подготовки, повышения квалификации персонала;
♦ планировании кадрового, информационного, технического и т.д. обеспечения системы управления персоналом;
♦ планировании перемещения кадров, работы с кадровым резервом, планирование деловой карьеры;
♦ планировании подбора персонала;
♦ планировании подготовки, переподготовки и повышение квалификации персонала;
♦ планировании контроля эффективности деятельности персонала.
При реализации функции организации роль управления персоналом связана с определением функций подразделений и организацией, исходя из этого подбора и расстановки персонала с учетом профессиональных, демографических, психологических и других факторов.
При реализации функции оперативного руководства роль управления персоналом связана как непосредственно с созидательной деятельностью — оперативным перераспределением трудовых ресурсов, так и с предотвращением разрушительной деятельности — конфликтных ситуаций.
При реализации функции контроля роль управления персоналом связана с осуществлением контроля приема и увольнения персонала, динамики его карьерного движения внутри организации, закрепляемого посредством аттестации.
Наиболее ярко роль управления персоналом проявляется при реализации функции мотивации путем сочетания развития поощрительных системы оплаты труда и социально-психологических аспектов управления.
Сложившиеся в настоящее время место и роль управления Персоналом в системе управления предприятием во много предопределили сформировавшиеся принципы управления персоналом.