Введение

Содержание

ББК 71 я 73

УДК 008 (075.8)

ББК 71 я 73

УДК 008 (075.8)

КУРС ЛЕКЦИЙ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Материалы
для слушателей очного и заочного отделения

для студентов специальностей

1 – 02 01 02 История

Дополнительная специальность:

1 – 02 01 02 – 05 История. Религиоведение

1 – 02 01 02 – 06 История. Социально-политические дисциплины

1 – 02 01 02 – 04 История. Иностранный язык

Д 1-21 03 01 История

по направлениям:

1 – 21 03 01– 01 История (отечественная и всеобщая)

1 – 21 03 01– 02 История (археология)

Могилев, 2011

Печатается по решению редакционно-издательского

и экспертного совета МГУ им. А.А. Кулешова

Аленькова, Ю.В, Данилевич, С.Н.

Культурология. Курс лекций / Ю.В. Аленькова, С.Н. Данилевич. – Могилев, МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. – 233 с.

Курс лекций по культурологии разработан для студентов специальностей: 1–02 01 02–05 История. Религиоведение, 1–02 01 02–06 История. Социально-политические дисциплины, 1–02 01 02–04 История. Иностранный язык, 1–21 03 0–01 История (отечественная и всеобщая), 1–21 03 01–02 История (археология) в соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и учебной программой дисциплины.

Ю.В. Аленькова

С.Н. Данилевич

МГУ им. А.А. Кулешова, 2011


Ведение………………………………….…………………………………4-6

Раздел I. Теория культуры …………………………………………….7-81

1. Понятие культуры. Дисциплинарный статус

культурологии……………………………………………………..7-17

2. Становление и развитие культурологического знания………..18-32

3. Основные стратегии современной культурологической

мысли……………………………………………………………..32-42

4. Культура и цивилизация…………………………………………42-49

5. Морфология культуры……………………………………………49-59

6. Типология культуры………………………………………………59-70

7. Динамика культуры……………………………………………….70-81

Раздел II. История культуры …………………………………………82-221

8. Первобытная культура....…………………………………………..82-91

9. Культура древних цивилизаций Востока………………………..91-101

10. Культура Древнего Китая……………………………………….101-108

11. Культура Древней Индии……………………………………….108-115

12. Японская культура………………………………………………115-123

13. Античная культура………………………………………………124-134

14. Средневековая культура Западной Европы и Византии………134-143

15. Арабо-исламский тип культуры….…………………………......142-152

16. Европейская культура эпохи Возрождения и Реформации…...153-160

17. Европейская культура Нового времени….…………………….161-175

18. Культура XX века……………………………………………….176-189

19. Культура России…………………………………………………190-206

20. Культура Беларуси в контексте мировой культуры…………..206-221

Список использованных источников………………………………….222-233


Культурология – сравнительно молодая область знания, однако в системе гуманитарных наук она уже прочно заняла свое достойное место. «Молодость» культурологии определяет ее специфику и как науки, и как академической дисциплины. Сегодня среди исследователей ведутся споры о научном статусе культурологии. Ее содержание и структура еще не обрели четких научных границ, и в ее рамках существует много методологических подходов, как к определению самого предмета культурологии, так и к исследованию сущности культуры, к построению морфологии, типологии культуры, анализу феноменов культурной динамики, к соотношению понятий культуры и цивилизации.

Многообразие научных позиций отражается в многочисленных учебных пособиях по культурологии. Ученые с мировыми именами, такие, как М.С. Каган, А.С. Кармин, Л.Н. Коган, П.С. Гуревич, В.М. Розин и др. представили свои версии учебников, которые принципиально отличаются по содержанию, по структуре, по выбору тем для рассмотрения, по стилю изложения, подаче материала, что создает у студента, начинающего изучать культурологию, некоторую растерянность. В Республике Беларусь за последние десятилетия также издано немало учебных пособий по культурологии. Такие авторы как И.Я. Левяш, В.Ф. Мартынов, И.Е. Ширшов, С.В. Лапина, З.А. Неверова, С.В. Снапковская и др. воплощают в пособиях свои исследовательские приоритеты, при этом большинство белорусских пособий придерживаются уже в основном устоявшейся структуры, отражающей требования вузовской программы по культурологии.

Составители данного курса лекций выступают не как авторы собственных культурологических концепций, а именно как составители, ставящие задачу уложить многообразие существующих позиций и трактовок в некий единый курс и адаптировать к программе и специфике конкретного вуза и факультета. Но бесспорно, при составлении курса отдавались предпочтения определенным теоретическим моделям.

Споры вокруг культурологии, не утихающие по сей день, публикационная активность культурологов свидетельствуют об актуальности этой области исследования для современного общества, а также об актуальности изучения культурологии как академической дисциплины.

Актуальностьизучения культурологии обусловлена важностью знаний о сущности культуры и механизмах ее развития для формирования современной личности и общества. Культура – это своеобразное зеркало человечества, процессы, происходящие в ней, являются «лакмусовой бумажкой» развития современного мира. В связи с этим представленный курс лекций предполагает изучение сущности, генезиса, структуры и функций культуры; истории, своеобразия и современного состояния основных культурных типов и цивилизаций, в том числе и культуры Беларуси. Важное место в структуре культурологии занимают проблемы своеобразия менталитета различных народов, а также прогнозирование культурного развития человечества. Изучение данного курса поможет студентам не только овладеть достижениями мировой и отечественной культуры, получить навыки взаимодействия с представителями иных культурных традиций, сформировать активную жизненную позицию и ценностные ориентации, необходимые для решения и исполнения гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций.

Преподавание культурологии предполагает проведение междисциплинарных связей с философией, историей, эстетикой, социологией и другими предметами гуманитарного цикла, что усиливает их мировоззренческий потенциал, обогащает обществоведческое образование в целом.

Целями учебной дисциплины «Культурология» являются формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих их личностное самоопределение в области феноменов и ценностей мировой и национальной культуры, воспитание на этой основе чувства и качеств гражданственности, патриотизма, способностей толерантного социального взаимодействия с представителями иных культур.

Реализация данных целей предполагает решение следующих основных задач:

· усвоение студентами основных культурологических понятий и проблем, формирование соответствующих предметных и операциональных компетенций;

· анализа культуры как социального и исторического явления;

· изучения детерминант, структуры и исторических типов культуры;

· раскрытия системы функций культуры;

· знакомства с историей становления и многообразием культурных традиций в современном мире и Беларуси.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

· основные теоретические положения и понятия культурологии;

· специфику и основные принципы развития и функционирования культуры;

· персоналии истории и теории культуры;

· специфику менталитета современных народов и основы методов бесконфликтного взаимодействия с их представителями;

· основные особенности и направления социокультурного развития Республики Беларусь.

Студент должен приобрести навыки и уметь:

· характеризовать культуры прошлого и современности с позиций их многомерности и с учетом исторического своеобразия их развития;

· анализировать развитие культурных процессов в их конкретно-историческом своеобразии;

· характеризовать культуру личности и межличностных отношений в условиях многообразия интересов и культурного плюрализма;

· осуществлять анализ текстов и произведений культурологического содержания;

· анализировать роль культуры в жизни человека;

· анализировать основные культурные эпохи, стили и образы;

· анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре;

· выявлять национальное и общечеловеческое в культуре, истоки проблем межкультурной коммуникации;

· проявлять в своей деятельности навыки межкультурной коммуникации, культурной толерантности и диалога.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: