Структура культуры в свете деятельностного подхода

Деятельностный подход к строению культуры, ставший уже «классическим», осуществлен М.С. Каганом [96]. Он начинает рассматривать строение культуры с определения статуса культуры в структуре бытия, выделяя такие формы бытия, как бытие природы, бытие общества, бытие человека. Культура является четвертым видом бытия, который порожден деятельностью человека.

Структура бытия (по М.С. Кагану) [25, c. 213]:

Культура предстает перед нами как процесс человеческой деятельности, включающий в себя следующие звенья:

1) «сверхприродные» качества человека, т.е. такие которые не даны ему от природы, а формируются (на основе данных природой возможностей) в ходе общественной жизни

2) многообразие предметов – материальных, духовных, художественных, которые составляют культуру («вторую природу»), возникающее благодаря деятельности человека

3) «сверхприродные» способы деятельности человека (т.е. не данные от природы) способы деятельности человека, с помощью которых люди воплощают («опредмечивают») и извлекают («распредмечивают») содержание, заложенное в продуктах их деятельности

4) общение как способ реализации потребности людей друг в друге.

Таким образом, в концепции М.С.Кагана содержанием культурыстановитсявся человеческая деятельность – форма социально-культурной активности, направленная на преобразование действительности. Именно благодаря деятельности человеческое общество выделилось из природы.

По Кагану деятельность человека выступает в трех основных формах:

· материально-практической,

· духовно-теоретической

· практически-духовной (художественной).

Поэтому в целостном поле культуры выделяются три соответствующие подсистемы – материальную духовную и художественную.

Три подсистемы культуры [25, c. 214]

Материальная культура. В материальной культуре М. С. Каган различает три формы:

1. физическая культура, охватывающая спортивные, медицинские и игровые воздействия на человеческое тело.

2. техническая деятельность, направленная человеком не на самого себя, а вовне, и имеющая своей целью создание вещей так называемой «второй природы» (орудия труда, машины, бытовая утварь, оружие, медицинские инструменты и т. п.)

3. социально-организационная деятельность людей, создающих самостоятельно существующие учреждения, институты (экономические, политические, юридические; все социальные институты – от семьи до государства).

Материальная деятельность соотносится с тремя исходными для нее формами бытия – с природой, обществом и человеком: так из материалов природы культура создает технические конструкты – вещи; из материальной основы человеческого бытия – физические конструкты, тела людей; из материала общественных отношений – социальные конструкты, организации.

Духовная культура. М. С. Каган рассматривает строение духовной культуры под тем же углом зрения, что и материальной, подчеркивая, что оно зависит от духовного освоения тех же трех сфер бытия – природы, общества и человека. Кроме того, духовное освоение мира осуществляется и на уровне обыденного сознания, и на уровне специализированном, как правило, профессионализированном и институционализированном. Структура духовной культуры сложнее, чем строение материальной культуры, она обусловлена и предметом освоения, и его способом, и различием его уровней. Результатом познавательной деятельности человека является знание, продуктом ценностно-ориентационной деятельности – ценности, итогом духовно-преобразовательной деятельности – проекты (как технические, (инженерные) проекты, так и создание моделей общественных явлений).

Художественная культура охватывает все виды искусства – искусство слова, устно-фольклорное и письменное (литературу), скульптуру, живопись, музыку. В художественной культуре происходит отождествление материального и духовного, доказательством чему является неизвестная ни материальной, ни духовной культуре особенность: непереводимость духовного содержания произведения искусства из одной материальной формы в другую и невозможность замены одного духовного наполнения его материальной формы другим содержанием. Художественное произведение, в отличии от всех иных, требует эстетического переживания, т. к. материальная форма в произведении является не внешней для его содержания оболочкой, а способом бытия самого этого духовного содержания.

Общая схема строения культуры

Строение материальной культуры [25, c.218] Строение духовной культуры [25, c. 216] Строение художественной культуры [25, c. 219]

Все уровни культуры глубоко взаимосвязаны. В культуре нет и не может быть ничего чисто материального, неодухотворенного интересом людей, замыслами, проектами создателей «второй природы», и нет и не может быть ничего чисто духовного, нематериализованного в речи и музыке, в мимике и жесте, в письме и рисунке. Например, взаимосвязи духовной и художественной культур можно увидеть в утверждении политических идей – от государственного гимна до плакатов и карикатур, пьес и фильмов на политические темы; религиозных идей – от архитектуры храма и его убранства до молитвы, литургического обряда, самого мифа, имеющего художественно-образную структуру; философских идей, которые весьма часто выражаются не на теоретическом языке, а на языках художественных – в стихах и повестях, в картинах и симфониях, в спектаклях и фильмах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: