Анализ АВС
Правело ПАРЕТО
Лишь пятая часть (20%) от всего количества объектов, с которыми обычно приходиться иметь дело, дает примерно 80 % результата этого дела. Вклад остальных 80% объектов составляет только 20% общего результата.
Суть метода состоит в том, что в процессе достижения какой-либо цели нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, то же внимание, что и объектам первостепенной важности.
В логистике анализ АВС, применяют ставя цель сокращения велечины запасов, сокращения количества перемещений на складе, общего увеличения прибыли предприятия. Идея метода состоит в выделении из всего множества однотипных объектов наиболее значимые с точки зрения обозначенной цели.
Метод АВС – способ нормирования и контроля за состоянием запасов, заключающийся в разбиении номенклатуры N, реализуемых товарно-материальных ценностей на три неравномерные подмножества А,В, и С на основании некоторого формального алгоритма.
Порядок проведения анализа АВС:
· формулирование цели анализа
· идентификация объектов управлния
· выделение признака классификации
· оценка объектов по выбранному признаку
· группировка объектов в порядке убывания
· разделение совокупности объектов на три группы
· построение кривой АВС
Установлено что в большинстве торговых фирм 75% стоимости запасов охватывает около 10 % ассортиментных позиций, 20 % стоимости -25% позиций, и 5 % стоимости - 65 % позиций.
Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ – деление на три позиции в зависимости от степени равномерности спроса и точности прогнозирования.
Группу X - включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям.(0-10%) В группу Y – включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. (10-25%) В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически. (25-% и более) Признаком на основании которого конкретную позицию относят к группе является коэффициент вариации спроса.
Порядок проведения анализа XYZ:
o определение коэффициентов вариации по отдельным позициям
o группировка объектов в порядке убывания
o построение кривой XYZ
o разделение совокупности объектов на три группы
Месторасположение склада.
Из числа возможных вариантов оптимальным считается тот, который обеспечивает минимум суммарных затрат на строительство и дальнейшую эксплуатацию склада и транспортных расходов по доставке и отправке грузов. Задача приобретает актуальность при наличии развитой транспортной сети, в противном случае решение очевидно.
1. Метод полного перебора.
Задача решается полным перебором и оценкой всех возможных вариантов и обычно выполняется на ЭВМ. На практике применение затруднено в связи с возрастанием вариантов (2х, где Х- число складов), что тяжело даже для ЭВМ.
2. Эвристические методы.
В основе методов лежат человеческий опыт и интуиция. На первом этапе экспертом производиться отбор наиболее подходящих вариантов, а на втором ЭВМ выбирает оптимальный вариант)
3. Метод определения центра тяжести физической модели.
Метод аналогичен определению центра тяжести физического тела. На пластину навешивают грузы равные материальному потоку в определенных местах, затем находят центр тяжести модели.
Применение описанного метода имеет ограничение. На модели расстояния от пункта потребления до размещения распределительного центра учитываются по прямой.
Задача определения центра может быть решеня с помощью известных математических формул:
Х скл = (∑ Га *Ха) / ∑Га; У скл = (∑ Га *Уа) / ∑Га, где Г – грузооборот потребителя, Х иУ – координаты потребителя на осях координат, а – количество потребителей.
4. Определение месторасположения распределительного центра методом прямой точки.
Помогает подобрать месторасположение в окрестностях центра тяжести.
Пробная точка– любаяточка на отрезке не принадлежащая ее концам. Сумма товаропотоков к потребителям, расположенным на всем участке слева (справа), называется левым (правым) объемом завоза.
Оптимальное место расположение склада выбирается из условия равенства правого и левого объема завоза, и выбирается ближайшее начало отрезка к точке равенства.
Пример: прямой отрезок (20,10,30,30 т/мес); прямой отрезок (40,30,20,50 т/мес); расположение по ХиУ
СУЩНОСТЬ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ
Закупочная логистика — это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами с максимально возможной экономической эффективностью.
Рассмотрим задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике.
1. Определение потребности в материальных ресурсах
В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов. Затем выполняется расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы — графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов может решаться задача "сделать или купить".
2. Исследование рынка закупок
Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщиков
Включает поиск информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок
Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Договорные отношения формируют хозяйственные связи, рационализация которых также является задачей логистики.
Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок
Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок
Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют следующие виды затрат:
• затраты на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
• затраты на транспортировку, экспедирование и страхование;
• затраты на грузопереработку;
• затраты по контролю за соблюдением условий договора поставки;
• затраты на приемку и проверку материальных ресурсов;
• затрат на поиск информации о потенциальных поставщиках,
В рамках проведения экономических расчетов к задачам закупочной логистики следует отнести расчет издержек из-за дефицита материальных ресурсов.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками
Это специфическая задача закупочной логистики, решаемая, как было отмечено выше, посредством организации системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.