Тема № 3: «Организация системы управления в органах внутренних дел».
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
Подготовил:
преподаватель кафедры АД ОВД
майор милиции Коновалова Г.И.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
______ __________2007 г., протокол №______
Москва -2007
ПЛАН
1.Понятие систем, их характеристики и признаки. Орган внутренних дел как система управления.
2.Цели, задачи и функции системы ОВД
3.Функциональная и организационная структура ОВД.
4.Типы организационных структур управления и основные принципы их построения.
Под греческим словом «система» (systema) понимается нечто целостное, составленное из каких-либо частей. Понятие «система», в том смысле, как его сейчас понимают, связывается наукой управления с развитием философии и возникновением кибернетики - «науки о наиболее общих закономерностях управления системами любой природы и сложности», и, в частности, с одной из отраслей прикладной кибернетики — теории исследования систем и операций[1].
В настоящее время, в наиболее общем виде под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность и единство, создающее новые интегративные свойства, не сводимые к сумме свойств отдельных ее элементов[2]. Таким образом, под системой подразумевается совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов относительно самостоятельных в организационном и структурном отношении в совокупности образующих целостное единство, свойство которого не сводится к сумме свойств отдельно взятых элементов (с новыми интегративными свойствами).
|
|
Существенным аспектом раскрытия содержания понятия системы является выделение различных типов систем. В наиболее общей классификации системы подразделяются на две большие группы: материальные — представляющие собой совокупность материальных объектов, и абстрактные, — являющиеся продуктом человеческого мышления. Особым классом материальных, живых систем являются социальные системы, представляющие собой сложноорганизованное упорядоченное целое, включающее отдельных индивидов и социальные общности, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями, специфически социальными по своей природе[3]. Разновидностью социальных систем является государство, его различные подсистемы, органы власти и управления и, в частности, такая специфическая система как система Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Каждая социальная система, как и любая система этого класса, характеризуется рядом универсальных системообразующих признаков, которые являются присущими для любых системных образований. Во-первых, систему следует всегда рассматривать как целостное сложное структурное образование, а не как суммарное сложение каких-либо элементов, компонентов, частей и подсистем, причем даже расположение этих элементов является существенным, так как является определяющим для существующих между ними взаимосвязей. То есть в данном случае система, с формальной точки зрения, представляет собой совокупность функциональных компонентов, взаимодействующих между собой во имя достижения определенной цели. Как целостное образование она приобретает новые качественные интегративные характеристики, не содержащиеся в отдельных, образующих ее, элементах. Эти свойства каждой системы не сводятся к простой сумме свойств, составляющих ее элементов и не выводимости из последних - свойств целого. Примером проявления эффекта целостности и возникновения новых интегративных свойств может служить кооперация деятельности служб и подразделений органов внутренних дел в процессе раскрытия и расследования преступлений. Во-вторых, любое системное образование и составляющие его структурные элементы взаимозависимы как между собой, так и окружающей их внешней средой функционирования, и поэтому рассмотрение их возможно только в этих взаимосвязях, то есть каждая система образует свое специфическое единство с внешней средой своего функционирования. Однако здесь следует обратить внимание и на такой момент, что, взаимодействуя со средой, система выступает как нечто единое, сохраняющее свою определенность. Объясняется это тем, что связи компонентов системы устойчивее и прочнее, чем связи этой системы или ее компонентов с любыми другими системными образованиями внешней среды. Наличие этого комплекса свойств придает системе интегрированность, определяет ее структурное построение, внутреннюю иерархию и, таким образом, обеспечивает ее функционирование и достижение поставленных перед ней целей. Суть третьего признака — это иерархичность построения систем, которая означает, что каждая из систем есть, как правило, часть системы более высокого уровня, а каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система более высокого уровня. И, наконец, последним признаком является то, что всем системным образованиям присущ динамизм, то есть изменяемость, связанная как внешними воздействиями, так и с объективно присущими любой системе внутренними противоречиями.
|
|
Кроме этого, социальным системам помимо этих универсальных системообразующих признаков присуще наличие также некоторых специфических признаков. Одним из таких наиболее существенных признаков является целенаправленность социальных систем, то есть их стремление к достижению какой-то определенной цели путем выполнения определенного набора задач и функций. Вторым таким признаком является стремление любой социальной системы к самоорганизации и самосохранению путем адаптации как к внутренним, так и внешним воздействиям. Следующим существенным признаком этой группы является то, что происходящие в них процессы управления осуществляются путем беспрерывной циркуляции информации как между структурными элементами системы, так и между системой и окружающей ее средой функционирования, а также вышестоящими и нижестоящими системными образованиями. И последний признак, на котором следует остановиться, — это открытость социальных систем, которая связана, во-первых, с тем, что существует большинство из них, для выполнения функций так называемого внешнего управления (или внешнего воздействия), а, во-вторых, функционирование их немыслимо без постоянного обмена информацией между системой и внешней средой, оказывающей активное влияние на деятельность системы.
|
|
Представление об органах внутренних дел, как о специфических системных образованиях, имеет не только теоретическое, но и сугубо практическое значение. Оно позволяет:
—выявить, каким требованиям организации должны отвечать органы внутренних дел, чтобы ими можно было управлять;
-определить, каким должно быть само управление, чтобы
оно гарантировало эффективное достижение целей, поставленных
перед системой органов внутренних дел.
Исходя из этого, орган внутренних дел любого уровня управления будет нами рассматриваться в виде системы, подверженной управляющим воздействиям со стороны вышестоящих системных образований и в то же время сам оказывающий в рамках своей компетентности управляющие воздействия на иерархически подчиненные ему объекты внутриорганизационного управления и объекты внешней среды.
Выше мы определяли, что система представляет собой совокупность элементов (или подсистем), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и вследствие этого составляющих целостное образование, обладающих специфическими интегративными свойствами, не сводимыми к сумме свойств отдельных ее элементов. Определяющим же фактором существования тех или иных социальных систем является наличие конкретных специфических целей, которые определяют общие признаки (или системообразующие факторы) любой социальной системы. К ним, в частности относится: наличие общей конкретной цели всей совокупности элементов, составляющих систему; подчинение задач каждого элемента общей цели системы и выполнение ими своих функций, вытекающих из поставленных перед системой целей и задач; конкретные отношения между элементами системы, а также обязательное наличие органа управления и обратной связи от объекта к субъекту управления.
Таким образом, в каждой системе различают элементы системы, порядок их взаимосвязи и, наконец, системные признаки, являющиеся следствием взаимосвязанности элементов. Данные системные признаки указывают на принадлежность конкретной системы к определенной категории системных образований и на ее специфические свойства. Кроме того, наличие этих вышеперечисленных признаков является обязательным для всех системных образований объективного мира (механических, биологических и социальных), в то же содержательный аспект специфических «системных признаков» является тем основополагающим распознавательным признаком, отличающим друг от друга те или иные системные образования и делающие их в известной степени неповторимыми. Определяющими эти «системные признаки» являются цели, стоящие перед той или иной системой, которые в значительной степени определяют само предназначение этих систем. Так, в частности, таким отличительным «системным признаком» для органов внутренних дел являются цели, поставленные перед МВД России, как специфическим системным образованием, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охрану правопорядка и обеспечение общественной безопасности, и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.
|
|
Органы внутренних дел, являясь составной частью государственных органов представляют собой:
а) часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;
б) организационную ячейку людей, объединенных общей целью, непосредственно осуществляющую государственную власть в
обществе;
в) коллектив людей, деятельность которого определяется правовыми нормами и реализуется в строго установленном порядке
(имеется своя структура и определенный нормативными актами
порядок образования);
г) организацию, решающую определенными методами задачи
и функции Российского государства;
д) организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством
на данной территории (или в данной сфере) и обладающую определенной, закрепленной за ней компетенцией, соответствующей
ее целям и задачам системы.
Таким образом, с позиций административного права орган государственного управления и орган внутренних дел, в частности, представляет собой такую организацию, которая являясь частью государственного аппарата, имеет определенную компетенцию, структуру, территориальный или отраслевой масштаб деятельности, образуется в порядке, установленном законом, использует определенные методы работы, наделена полномочиями выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности выполнить определенные функции в определенной сфере социальной жизни.
Рассмотрение органов внутренних дел как системы управления предполагает также обнаружение в них тех признаков, каким они должны отвечать как система управления. Это такие признаки как детерминированность элементов систем, ее динамичность, наличия в ней управляющего параметра, усилительных свойств и обратных связей. Все эти качества присущи органам внутренних дел:
— детерминированность элементов системы органов внутренних дел заключается в том, что все входящие в них отраслевые,
функциональные штабные подразделения находятся в тесной
взаимосвязи и деятельность их взаимообусловлена;
— динамичность — состоит в том, что органы внутренних дел,
испытывая возмущающие воздействия внешней среды, видоизменяют свою структуру, иерархию задач и функций, методы управления и пр.:
— наличие управляющего параметра - заключается в том, что
в любом подразделении органа внутренних дел имеется аппарат
управления (руководитель, штаб), наделенный соответствующими
полномочиями, который вырабатывает или принимает команды
управления и организует их исполнение;
— наличие усилительных свойств — заключается в том, что
органы внутренних дел получая от вышестоящих системных образований общие команды управления детализируют, конкретизируют и непосредственно организуют их непосредственно исполнение (т.н. производные решения, принимаемые во исполнение и
в развитие решений вышестоящих органов или решения, принимаемые в порядке т.н. «правового автоматизма»).
— наличие обратных связей — состоит в том, что ввиду жесткой соподчиненности элементов в системе органов внутренних
дел объекты управления обязательно докладывают субъекту о выполнении полученных команд и своем состоянии.