Метод остатков

Метод сопутствующих изменений

Соединительный метод сходства и различия

Метод различия

Метод сходства

Методы индуктивного исследования

Схема умозаключений полной индукции

À1 обладает признаком Р

À2. обладает признаком Р

.

.An обладает признаком Р

A1, A2i,... An составляют класс К

Следовательно, каждый элемент класса К обладает признаком Р

Схема умозаключений неполной индукции:

A1 обладает признаком Р

А2 обладает признаком.Р

.

. An обладает признаком Р

A1, А2,... An принадлежат классу К

По-видимому, каждый элемент класса К обладает признаком Р.

Неполная индукция делится на научную (элиминативную) и популярную (энумеративную).

Научную индукцию от популярной можно отличить по сознательно применяемым специальным приемам отбора случаев, на которых строится вывод, с целью избежать случайности.

Популярная же индукция берет факты в том порядке, в каком они встречаются в реальной действительности, т.е. в подавляющем большинстве случаев — это первые попавшиеся факты; иногда же она бессознательно отбирает одни факты, пренебрегая другими.

Существует пять методов установления причинных связей:

· сходства,

· различия,

· соединенный метод сходства и различия,

· метод сопутствующих изменений

· остатков.

Каждый из этих методов можно выразить одной из следующих схем, где буквой «у» обозначено явление, причина которого устанавливается, а остальные буквы — это различные обстоятельства (причины), при которых явление «у» происходит или не происходит.

Первый случай: ABCD — явление «у» происходит.

Второй случай: ЕРКА — явление «у» происходит.

Третий случай: HATD — явление «у» происходит.

Четвертый случай: BLXA — явление «у» происходит.

Следовательно: А есть причина «у».

Первый случай: АВСН — явление «у» происходит.

Второй случай: ВСН — явление «у» не происходит.

Следовательно, А есть причина явления «у».

Первый случай: ABС — вызывает явление «у».

Второй случай: МКВ — вызывает явление «у».

Третий случай: МВС — вызывает явление «у».

Четвертый случай: АС — не вызывает явление «у».

Пятый случай: МК — не вызывает явление «у».

Шестой случай: МС — не вызывает явление «у».

По-видимому, В является причиной явления «у».

Первый случай: АВСН — дает явление «у».

Второй случай: A1BCH — дает явление «y1».

Третий случай: А2ВСН — дает явление «у2».

Следовательно, А находится в причинной связи с «у».

Первый случай: АВС — вызывает явление «abc».

Второй случай: А вызывает «а».

Третий случай: В вызывает «в».

Следовательно, С вызывает «с».

В зависимости от того, по какой схеме получен данный индуктивный вывод, его следует отнести к тому или иному методу. Что касается оценки правильности применения методов индуктивного исследования, то надо руководствоваться следующим.

Чем больше рассмотрено случаев и чем разнообразнее обстоятельства в них, если к тому же установлено точно, что сходны эти случаи лишь в одном единственном обстоятельстве, тем строже соблюдены требования метода сходства.

Чем строже обеспечена идентичность всех, кроме одного, из обстоятельств в обоих исследованных случаях, тем правильнее соблюдены требования метода различия. При этом должно быть точно установлено, что эти случаи различны лишь в одном единственном обстоятельстве.

Чем надежнее наши сведения: 1) что все, кроме одного, обстоятельства в рассмотренных случаях неизменны; 2) что изменение этого единственного обстоятельства находится в правильном соответствии с изменением явления, причину которого мы ищем, тем точнее вывод по методу сопутствующих изменений.

Чем надежнее наши данные о причинах уже изученных частей явления, тем надежнее будет умозаключение по методу остатков о существовании ранее неизвестного обстоятельства.

Своеобразие метода остатков заключается в том, что по этому методу делается умозаключение о наличии такого обстоятельства, о существовании которого до того не было известно.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: