Основные проблемы античной философии

Раздел II. Возникновение и развитие философии

Литература

Эволюция философского мировоззрения

Разновидности мировоззрения

-) Обыденное (житейское) – порождается условиями жизни и опытом людей и существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире;

-) религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме и в соответствующем поведении;

-) научное – системно завершенные взгляды на устройство окружающего мира, основанные на научно обоснованных данных;

-) философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладает определённой степенью логической доказательности.

В основе исторически возникавших философских систем доминировали следующие типы мировоззрения:

-) Космоцентризм – (философия эпохи Античности) – поиски единой сущности за бесконечным многообразием тел и явлений природы. Опора мироздания – гармония космоса, а значит, разумным должен быть общественный и нравственный мир.

-) Теоцентризм – (средневековая философия) – в центре мироздания – Бог.

-) Антропоцентризм – (философия эпохи Возрождения и Нового времени) – человек и его интересы ставятся во главу угла.

-) Наукоцентризм – (философия Новейшего времени) – превращение науки в двигатель социальных изменений, не только определяющий уровень материально-технической оснащённости, но и диктующий представления о нормах, принципах и перспективах развития человеческой цивилизации.

-) Первоисточники Аббаньяно Н. Мудрость жизни. СПб., 1996. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1964. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. 1999. № 5. Гегель Г.В.Ф. Предварительные замечания об истории философии. Введение в историю философии // Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1. М., 1932. Джеймс У. Введение в философию; Б. Рассел Проблемы философии. М., 2000. Джентиле Дж. Введение в философию. СПб., 2000. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.; СПб., 1998. Дильтей В. Сущность философии. М., 2001. Ильин И.А. Что есть философия? // Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993. Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994.

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

Рассел Б. Искусство мыслить. М., 1999.

Рассел Б. Проблемы философии. СПб., 1915. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Хайдеггер М. Что такое философия? // Вопросы философии. 1993. № 7.Хрестоматия по философии: учебное пособие для вузов / Сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. М., 2004. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб., 2000. -) Дополнительная литература Богомолов А.С., Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М., 1983.Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2-х частях. М., 1990. Вольф Роберт П. О философии. М., 1996. Гильдебранд Д. фон Что такое философия? М., 1997. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосева И.Н. Миф и религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. 1992. № 7. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. М., 1999. Ортега‑и‑Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. Паульсен Ф. Введение в философию. М., 1914. Сокулер З.А. Витгенштейн о природе философского знания // Философия и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

Философия, ее предназначение, смысл и функции // Введение в фило­софию. Т. 1. М., 1989.

Что такое философия и зачем она? // Мир философии. Т. 1. М., 1991.

Шрейлер Ю.А. Загадочная притягательность философии // Вопросы философии. 1996. № 7.

Античная философия представляет собой комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с VII в. до н.э. по VI в. н.э. Античная философия характеризуется определенным проблемно-содержательным и стилевым единством. Для античного типа культуры характерно наличие особого типа мировосприятия, ориентированного на переосмысление глубинных мировоззренческих оснований и канонов традиционной культуры, связанных с преодолением мифологических стереотипов мышления и выработкой новых способов видения мира. Античная философия является первым европейским историческим типом философствования и первой формой концептуального мышления вообще. В силу этого она содержит в себе такие предметные области, которые в будущем превратятся в самостоятельные теоретические дисциплины (философия, астрономия, математика, физика, медицина, лингвистика). Философией античности положено начало развитию самостоятельных традиций онтологии, гносеологии, логики, этики, эстетики, психологии, философии истории.

Возникновение философии связано с удивлением людей, с их любознательностью в попытках познать устройство мироздания и ответить на вопрос о конечных причинах бытия всего сущего. Философия носит характер бескорыстного духовного созерцания. Идея практического использования знания отсутствует. В процессе развития античной философии впервые происходит формирование практически всех направлений философствования, в последующем характерных для европейской философской традиции.

Космоцентризм – космос воспринимается как чувственное, живое, разумное существо, наделяемое антропоморфными характеристиками, при этом происходила персонификация сил природы. Космос един и целостен, а значит, задачей человека является не подчинение себе космического бытия, но гармонизация с Универсумом с целью не нарушить изначальной гармонии мироздания, в котором господствуют некие высшие, надчеловеческие и надбожественные начала (идея рока, космического фатума, судьбы).

Представление о времени увязывалось с религиозными представлениями людей в эпоху Античности. Будучи язычниками, греки и римляне течение времени воспринимали по аналогии с развитием природных процессов, то есть, время для них носило цикличный характер. Вместо представления о времени как линейно развивающемся (данное представление привнесет с собой христианство), оно воспринималось с позиций вечного возвращения.

Натурфилософия тяготела к предметно-позитивному знанию и пыталась ответить на вопрос о едином первоначале мира (архэ), некоей первосущности. Принцип единства мира виделся в чём-то естественно-вещественном, таким основанием бытия мира выступали: вода (Фалес), воздух (Анаксимен), бесконечное, бескачественное начало (апейрон), на который воздействуют силы, порождая качественное разнообразие вещей (Анаксимандр).

Умозрительная метафизика – отвергнув допущение существования небытия как немыслимого и несказанного (Парменид), установили, что «из ничего никогда не может возникнуть нечто» (Мелисс), а значит, существует только бытие, которое вечно, едино и неподвижно, так как возникновение, изменение, перемещение предполагает существование небытия, что невозможно. Принцип неподвижности и единства бытия доказывал Зенон: при попытке мыслить множество и движение (апории «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион») мысль заходит в тупик.

Зарождение элементов диалектики – постулирование наличия в мире идеи логоса (закона) как внутренней, глубинной закономерности. Развитие мира циклично, а его первоначалом является огонь, бытие которого привносит в мир сосуществующие противоположности (война – мир, добро – зло и пр.), а все вещи и явления обладают текучестью и изменчивостью («в одну реку нельзя войти дважды») (Гераклит).

Мистическое философствование – основание монашеского ордена было призвано достичь сакральных знаний для очищения души во имя воссоединения с Богом. Число провозглашалось основой мироздания, а структура Космоса виделась математически упорядоченной, ритмичной и гармоничной (практиковалось очищение души при помощи звука). Душа объявлялась вечной и способной вселяться в другие тела (Пифагор).

Попытки обоснования материалистическо-атомистического мировоззрения с позиций причинной обусловленности мира и тотального фатализма. Случайность воспринималась как способ прикрыть незнание. В основе мироздания

-) лежат мельчайшие неделимые частицы – атомы, которые существуют в пустоте и комбинации которых порождают все предметное разнообразие мира (Демокрит, Левкипп);

-) вещи возникают из элементов согласно божественным «сперматическим логосам», а мир совершенен, детерминирован и целесообразен (стоицизм);

-) мир возник из смешения атомов без внешнего вмешательства, которые способны спонтанного отклоняться от прямой линии, а значит в мире отсутствует детерминизм и необходимость (эпикуреизм).

Релятивизм – подвергали все принципы сомнению и объявляли все истины относительными, а если «человек есть мера всех вещей», то значит каждый имеет свою особую истину (Протагор).

Скептицизм – притязания на абсолютную истинность неправомерны, что вызвано неопределенностью, бессмысленностью и текучестью самого мира, соответственно:

-) истинность всех знаний относительна (Пиррон);

-) утверждался принцип воздержания от сужденийдля душевного спокойствия (атараксии) (Аркесилай);

-) всякое знание недостоверно (чувственно существуют сны, галлюцинации, иллюзии, умозрительно – апории), следовательно, право на существование имеют только в разной степени правдоподобные или вероятностные высказывания(Карнеад).

Зарождение традиции философского антропологизма – исходя из представления о том, что истина сокрыта в человеке («познай самого себя»), отстаивался тезис о необходимости помочь человеку породить ее из себя (майевтика), используя:

-) прием диалектики – нахождение истины путем беседы через удаление мнимого знания;

-) ироничной провокации – притворное неведение, уход от прямых ответов, умение о серьезном говорить шутливо и о легкомысленном – серьезно;

-) этический рационализм, сводящийся к тому, что добродетель есть знание, зло же есть ошибка суждения, оно не может быть сознательным;

-) эротики, понимаемой как любовь к объекту познания (Сократ).

Радикально трактуя приоритетность индивидуальных ценностей, делалась ставка на человека, видящего духовную опору в себе самом и осознавшим необходимость извергнуть себя из общества, объявив себя «гражданином мира» («космополитом»), живущего по своим собственным законам и провозглашающим лозунг: «Без общины, без дома, без отечества» (Диоген).

Система идеалистического интеллектуализма, в рамках которой подлинной реальностью обладает:

-) мир идей (эйдосов, форм) – невидимая и умопостигаемая наднебесная локальность (гиперурания), непространственный мир, в котором существуют идеи – не мысли, но то, по поводу чего мысль думает, когда она свободна от чувственного. Демиург (Бог-творец, мыслящий и волящий), для добра и из любви к благу, взяв за образец мир идей, слепил т.н. «хору» (пространственность) и породил

-) мир вещей – видимый, чувственный, физический космос, в котором существуют вещи как физическая проекция внефизической реальности.

-) Познание уподобляется анемнезу как форме воспоминания тех идей, которые душа созерцала в мире идей до вселения в тело.

Два пути –

--) метемпсихоз – душа бессмертна и рождается много раз, ей все доступно и она владеет истиной как своей сутью, доказательством чего является

--) майевтический эксперимент (■ возможность подвести раба сократическим методом к решению одной из теорем Пифагора) (Платон).

Тенденция увеличения числа ступеней между Богом и телесными объектами – бытие сосредоточено в Едином, из которого все вещи изливаются (эманируют) как из своего светоносного источника иррадиирующими кругами, представляя собой нисхождение сущностей через последовательное раскрытие Единого от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням:

-) Сверхсущее единое-благо (постигается только в сверхумном экстазе);

-) Бытие-ум – содержит идеи;

-) Душа – обращена к уму и к чувственному космосу;

-) Материя – истощающееся в изнеможении, обделённое Благом всеобщее ослабление потенции Единого (неоплатонизм).

Попытка создания универсальной системы знаний – физики, логики, медицины, биологии, астрономии, метафизики. В рамках последней субстанцией объявлялась в том числе и материальная действительность как симбиоз материи и формы, выступающих порождающими принципами бытия (в своих крайних формах – двумя полюсами мироздания):

-) материя (первоматерия, ничто) – чистая возможность бытия, потенция вещи, ещё не оформленная определенным образом (медь как возможность шара);

-) форма (эйдос всех эйдосов, актуальное первоначало, Бог как неподвижный перводвигатель, сам себя мыслящий ум, запредельный космосу и существующий не во времени, а в вечности) – проявляет себя как сущность – свойства предмета, которые нельзя потерять, не перестав быть самим собой (■ шаровидность по отношению к медному шару) (Аристотель).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: