Философия науки
Абсолютная и относительная истины
Абсолютная и относительная истины – это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени, стороны познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Это не отдельные знания, а одно, хотя каждая из данных сторон, моментов имеет свою специфику.
Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается:
-) как полное, исчерпывающее знание о действительности. Это – гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя познание все более приближается к нему;
-) как тот элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов.
Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания. При этом старые истины
|
|
-) либо заменяются новыми (■ классическая механика сменилась квантовой),
-) либо опровергаются и становятся заблуждениями (■ «истина» о существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне).
Диалектика абсолютной и относительной истин.
На базе признания единства законов природы и законов мышления утверждается, что абсолютная истина равна сумме относительных истин, но процесс приближения к абсолютной истине – асимптотический (никогда с ней не совпадет). Практика как материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность общественного человека по освоению и преобразованию природных и социальных объектов и систем есть критерий истины (диалектический материализм).
Наука – высшая форма теоретического отображения мира, система развивающихся знаний, которые достигаются посредством соответствующих методов познания.
Наука:
-) использует точные понятия, истинность которых проверяется и доказывается общественной практикой;
-) система понятий о законах и явлениях внешнего мира или духовной деятельности людей, дающая возможность преобразования действительности в интересах общества;
-) исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, имеющая своим содержанием и результатом целенаправленно собранные факты, выработанные гипотезы и теории с лежащими в их основе законами, приёмами и методами исследования.
Три аспекта понимания науки:
-) деятельность человека по получению нового знания;
-) система знаний о закономерностях существования и развития мира;
-) особый социокультурный институт по производству знаний.