Циклическая модель
Модели социальной динамики
-) Языческая идея «вечного возвращения»
Х арактерна для языческих мифологических систем, в которых развитие повторяло природные циклы – смену суток и времен года.
-) Циклизм локальных цивилизаций
Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Д. Тойнби
Развитие культур рассматривается как результат диффузии культурных элементов из одних замкнутых географических ареалов («культурных кругов») в другие.
-) Концепция «кругового» развития европейских новых правых
Противопоставляет учению о прогрессе идею «вечного возвращения». Реализация христианско-линейной эволюционной модели имплицитно содержит в себе идею универсализма истории, которая рассматривается в качестве одной из причин кризиса европейских ценностей. Развитие объявляется свободным от каких бы то ни было законов, как рукотворно-божественных, так и естественно-природных. Мироздание изменяется на основе произвольного столкновения мировых центров силы, однако этот произвол приводит к общему возвращению всех сил в первоначальное состояние.
|
|
Регресс (лат. regressus – возвращение, движение назад) – переход от более высоких форм развития к низшим; деградация, понижение уровня организации, изменения к худшему.
Инволюция (лат. involutio – свёртывание; завиток) – обратное развитие.
-) Христианская модель инволюции мирозданияА. Августина и Ф. Аквинского
Предполагает идею деградации материального мира по мере его развития, что приведёт, в конечном итоге, ко всеобщему нравственному падению и явится моральным оправданием для уничтожения материального мира и соединения человеческих душ с Богом в мире божественном.
-) Процесс солидификации Вселенной Р ене Генона
Развитие мироздания и социума состоит в движении от чистой духовности к низвержению в материю, где находят своё выражение самые зловещие возможности проявления. Оплотнение («солидификация») мира выражается в превращении «качества в количество». В мироздании «земной рай» превращается в каменный, кристаллический, а затем в металлический ад. В сфере мысли наблюдается постепенное помрачение («оккультация») высших принципов, которые со временем становятся недоступными для большинства людей. Традиция теряет свой эзотерический характер, приобретает характер религиозный. Синхронным образом в социальных отношениях теократия сменяется монархией, затем демократией и охлократией.
Общественный прогресс (лат. progressus – движение вперёд) – тенденция развития, которая характеризуется переходом от низших социальных норм к более высшим, от менее развитых общественных форм к более развитым.
|
|
Трактовки прогресса:
-) в плане освобождения человечества от религиозного невежества (П.А. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, Ж.О. де Ламетри),
-) в сфере роста и совершенствования научных знаний (Ф. Бэкон, Р. Декарт, О. Конт, Д.С. Милль, К.А. де Сен‑Симон),
-) в морали (И. Кант),
-) в плоскости развития человеческого духа (И.‑Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегель),
-) в степени осознания необходимости построения справедливого общества (Т. Мор, Т. Кампанелла).
-) Хилиастическая концепцияИоахима Флорского
Учение о трёх веках (царствах):
--) Царство Отца – эра Ветхого Завета – люди живут сообразно плоти и поклоняются Богу из чувства страха;
--) Царство Сына – распространение христианства;
--) Царство Св. Духа – упразднение церковной и государственной иерархии, освобождение людей, эпоха братства и свободы – «тысячелетнее царство» (хилиазм).