- Для художественной культуры 1 пол. XIX века было характерно сосуществование разных художественных стилей.
- В художественном сознании первых десятилетий XIX века происходил постепенный отход от просветительской идеологии, лежавшей в основе эстетики классицизма (мотивы действий героя – гражданский долг и общественное служение).
- Усиливается внимание к человеку, его внутреннему миру; чувство, а не долг призывают его к действию.
- Основное направление в художественной культуре первых десятилетий XIX века - романтизм. Суть романтического искусства (европейского) – противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенности русского романтизма:
- интерес к национальной самобытности
- интерес к отечественной истории
- утверждение сильной, свободной личности
- Внимание к отечественной истории было характерно для художественной культуры в целом. К исторической тематике обращались многие писатели, поэты, композиторы (Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник», «История пугачевского бунта»).
- Тема народа очень значительна для русских романтиков. Думали, что, постигая дух народа они приобщались к идеальным началам жизни.
- В литературе на первый план выходит творчество активных или прогрессивных романтиков, среди которых были литераторы-декабристы: К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. А. Бестужев, А. И. Одоевский. Поэты Д, Давыдов, Н. М. Языков, Д. В. Веневитинов, Е. А. Баратынский.
Романтизм 1810-е – 1820-е годы
- Прогрессивный романтизм нашел выражение в стихотворениях и романтических поэмах А. С. Пушкина (1799-1837): «Вольность», «Деревня», «Кавказский пленник», «Цыганы».
- В русской литературе романтизм другого типа (пассивного или консервативного) связано с именем В. А. Жуковского (1783-1852):
- большое место в творчестве занимает природа, создатель в русской поэзии национального лирического пейзажа
- баллады – одно их центральных жанров в творчестве («балладник» - прозвище в литературных кругах) – «Людмила», «Светлана».
- активно участвовал в литературной жизни (член «Дружеского литературного общества», секретарь «Арзамаса», устраивал свои литературные «субботы» и «пятницы».
Романтизм 1820-е – 1830-е годы (после 1825 года)
- Романтизм приобрел новые, своеобразные черты. Это романтизм Н. В. Гоголя и М. Ю. Лермонтова.
- мотивы разочарования в современной действительности
- критическое начало
- стремление ухода в некий идеальный мир вместе с этим
- обращение к истории
- попытка осмысления современности с позиций историзма
- романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам
- противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение
- Наиболее ярко умонастроения эпохи отразились в поэзии и, особенно в творчестве М. Ю. Лермонтова (1814 1841). Его стихотворения «Новгород», «Последний сын вольности» - обращены к новгородской истории, к драматическим моментам жизни (Вадим погиб – «он пал в крови, и пал один – последний вольный славянин»)
- Обращение к национальным истокам, к фольклору проявилось и в «Песне про купца Калашникова»
- Однако герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 1820-х годов предчувствуют трагический исход их действий. «Смерть поэта», «Демон», «Мцыри» (проникнуты духом «отрицания и сомнения», жаждой борьбы и действия).
- Романтизм повестей Н. В. Гоголя (1809-1852)– в устремлении автора в мир прекрасного (красота человека, национального костюма, природы – «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба»)
- Петербургский период Гоголя – «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос», «Шинель») – соединяют реализм и фантастику, сатиру и гротеск.