Система комплектования личного состава

Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ г. Москва

"О статусе военнослужащих" (с изменен)

научной литературе теоретические понятия, касающиеся комплектования военной организации государства, рассматриваются с различных точек зрения.

Мы согласны с А.М. Архиповым, который указывает, что комплектование военной организации государства - это установленная государством и регулируемая нормами военного права система пополнения военной организации государства подготовленным в военном отношении личным составом, а также накопление военнообученных контингентов запаса Вооруженных Сил в мирное и военное время.

К сожалению, в настоящее время на военную службу призываются не всегда подготовленные в военном отношении граждане. Система добровольной и обязательной подготовки граждан к военной службе, введенная законодательством, не дает пока желаемых результатов. Об этом, в частности, свидетельствует практика проверки подготовки граждан, призванных на военную службу в частях и соединениях Северо-Западного регионального пограничного управления ФСБ России, и выступления должностных лиц пограничных органов и пограничных войск.

По мнению Б.Ф. Старова, под комплектованием понимается установленная государством и регулируемая законодательством система мероприятий по обеспечению кадра и запаса Вооруженных Сил личным составом, как в мирное, так и военное время. Данное определение раскрывает только одну сторону комплектования, а именно обеспечение военной организации государства личным составом. По нашему мнению, всестороннее обеспечение комплектования затрагивает более широкий спектр вопросов. Поэтому можно согласиться с утверждением Митюкова А.Г., который утверждает, что комплектование Вооруженных Сил – это принятая в государстве система обеспечения их потребности в личном составе, вооружении, технике и других материальных средствах. В результате анализа различных научных определений можно сделать вывод о том, что под комплектованием военной организации государства понимают установленную государством и регулируемую законодательством систему мероприятий по обеспечению военной организации государства личным составом, техникой, оружием и материальными средствами, как в мирное, так и в военное время.

Объем данного диссертационного исследования не позволяет рассмотреть в полном мере все стороны комплектования, поэтому в дальнейшем в данной работе речь будет идти лишь о комплектовании военной организации государства военнослужащими на контрактной основе.

Цель комплектования – обеспечение военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на военную службу на контрактной основе, в количестве, необходимом для укомплектования вакантных должностей, замещаемых солдатами, сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами, проходящими военную службу по контракту.

Задачами комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе являются:

1) приведение численного состава военной организации государства в соответствие с ее потребностями, предназначением, сложившейся международной и региональной военно-политической обстановкой;

2) разработка и совершенствование нормативной базы, регулирующей порядок и способы комплектования, а также практическая реализация норм права, установленных в законодательстве Российской Федерации, касающихся поступления граждан на военную службу по контракту;

3) проведение мероприятий по более полному и качественному отбору граждан, поступающих на военную службу по контракту;

4) накопление людских ресурсов, обученных военному делу, с целью комплектования частей и соединений в военное время.

Комплектование военной организации государства военнослужащими на контрактной основе в современных условиях характеризуется следующим:

1. Переход к комплектованию военной организации государства военнослужащими на контрактной основе в современных условиях обусловлен политическими, экономическими, военными, правовыми и социально-психологическими факторами.

2. Комплектование военной организации государства военнослужащими на контрактной основе регулируется федеральным законодательством.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими путем:

а) призыва граждан Российской Федерации на военную службу по

экстерриториальному принципу;

б) добровольного поступления граждан (иностранных граждан) на военную службу.

Частью третьей ст. 17 данного закона предусмотрено, что комплектование других войск, воинских формирований и органов осуществляется на принципах и в порядке, которые установлены для Вооруженных Сил Российской Федерации. Федеральная служба безопасности является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих

Командир воинской части организует и контролирует работу всех подчиненных ему органов, занимающихся вопросами комплектования. Он возглавляет аттестационную комиссию воинской части и утверждает ее решение относительно поступления гражданина на военную службу по контракту, а также заключает контракт о прохождении военной службы с гражданами, поступающими на военную службу для укомплектования должностей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Кадровый орган воинской части исполняет решение командира воинской части и оформляет документально поступление гражданина на военную службу по контракту. Организационно-мобилизационное подразделение воинской части ведет учет граждан, которые в случае военной опасности будут мобилизованы на должности военнослужащих.

4. Комплектование военной организации государства имеет свою внутреннюю систему, содержание которой определяется спецификой задач, возложенных на конкретный федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Следует согласиться с мнением рядом ученых в области военного права, утверждающих, что система комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, - это ее внутренняя структура, совокупность элементов, определяющих основные признаки, в соответствии с которыми производится поступление граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.

5. Система комплектования имеет свои элементы. К основным элементам системы комплектования военной организации государства личным составом в научной литературе относят: а) источники комплектования; б) отбор граждан на военную службу; в) принципы комплектования; г) способы комплектования; д) порядок подготовки граждан к военной службе; е) сроки действительной военной службы и состояния в запасе; ж) порядок подготовки сержантов (старшин), прапорщиков (мичманов) и офицерского состава.

Проведенный нами анализ элементов системы комплектования военной организации государства личным составом позволяет выявить следующие особенности системы комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту:

Под источником комплектования военной организации государства военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, подразумевают граждан, которые соответствуют установленным законом требованиям: возраст, состояние здоровья, а также профессионально-психологическая подготовка. Данные требования устанавливаются федеральным законодательством и конкретизируются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Более широко освещен данный элемент системы комплектования в диссертационном исследовании А.Г. Митюкова, который определил способы комплектования, применявшиеся в истории России:

1) призыв (набор) в форме: а) рекрутской повинности; б) всеобщей воинской повинности; в) воинской обязанности;

2) вербовка; 3) найм по контракту; 4) смешанный способ комплектования (призыв и найм по контракту).

На основании проведенного нами анализа научной литературы и законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о том, что в военной организации государства законодательно закреплены и применяются два способа комплектования военной организации государства личным составом: а) путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу; б) путем добровольного поступления граждан Российской Федерации (иностранных граждан) на военную службу по контракту. Принцип комплектования для данного способа не указан.

С принятием Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 1998 года значительно расширился перечень мероприятий, включенных в обязательную подготовку к военной службе. К обязательной военной подготовке относятся: подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата; подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования; военно-патриотическое воспитание.

https://aldebaran.com.ru/publications/6577


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: