Средства государственного стимулирования экспорта

Значительное место во внешнеторговой политике занимает участие государства в развитии экспорта. В целях стимулирования предприятий к работе на внешнем рынке создана сложная система гарантий, страхования, кредитов, налоговых механизмов.

1. Основным средством регулирования экспорта является прямое субсидирование. Оно представляет собой выплату экспортных премий, покрывающих потери от разницы цен на внутреннем и мировом рынках. Такое средство стимулирования используется обычно там, где имеет место сильная конкурентная борьба. Развитые страны мира активно субсидируют сельскохозяйственное производство, судо- и самолетостроение, что порождает между ними глубокие противоречия. Запрещены ВТО, поскольку ведут к демпингу.

2. Важной формой поощрения экспорта является косвенное субсидирование (или льготное налогообложение). В некоторых странах, например, во Франции, экспортеры освобождаются от уплаты косвенных и частично прямых налогов. Устанавливаются высокие ставки амортизационных отчислений, что равносильно предоставлению налоговых льгот.

3. Возврат пошлин. Государства могут возвратить предприятиям-экспортерам пошлины за ввезенное сырье и предоставить скидки с железнодорожных тарифов.

4. В развитых странах широко применяется финансирование НИОКР из средств госбюджета в отраслях, производящих экспортную продукцию. Например, в 1980-е гг. данный вид стимулирования экспорта применялся США и Японией при создании ЭВМ нового поколения.

5. Большое распространение получают экспортные кредиты, предоставляемые государством на льготных условиях. Преимущества государственного кредитования заключаются в длительных сроках, низких процентных ставках и отсрочках платежа. В некоторых странах доля кредитуемого экспорта достигает 40 % его объема.

6. Стимулирование экспорта осуществляется также в форме государственного страхования частных экспортных кредитов. Гарантии, предоставляемые в порядке страхования кредита, распространяются на различные виды политических и коммерческих рисков, в том числе: войны, перевороты, изменение валютного контроля, неполучение платежа от импортера, повышение цен на сырье и т. д. Низкие ставки страхования (меньше 1 % от застрахованной доли экспортного контракта) открывают экспортерам доступ к льготному финансированию.

7. Для продвижения товаров на мировом рынке используется такая форма стимулирования, как государственная помощь развивающимся странам. Финансовые средства, выделяемые в рамках помощи, выдаются на длительные сроки под низкие проценты или беспроцентно. Главным условием предоставления помощи является закупка товаров в стране-доноре.

8. Государство может осуществлять затраты по стимулированию сбыта экспортной продукции за рубежом путем организации выставок, презентаций, ярмарок, рекламы национальной продукции, предоставления консультаций. Государство может также помочь в открытии заграничных контор, профинансировать исследование иностранных рынков. Данный вид стимулирования экспорта активно применяется в Японии, Франции, Германии, Великобритании.

9. Государство может оказывать помощь в транспортировке товаров, покрывать данные расходы. Так, в США 40-50% фермерских транспортировок покрывает государство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: