Перестройка

План

Планируемые результаты

Перестройка (1985—1991). Начало политических и экономических реформ в СССР

Лекция 2

Цель: сформировать у учащихся представление о необходимости реформирования советского общества и проследить основные этапы перестройки.

Учащиеся узнают о:

— предпосылках перемен в советском общественном строе;

— курсе на ускорение социально-экономического раз­вития страны и источниках его реализации;

— причинах пробуксовки реализации курса на ускоре­ние и необходимости более решительных мер во всех сфе­рах жизни общества;

— предпосылках и содержании конституционной ре­формы 1989 г.

1. Курс на ускорение.

2. Перестройка.

3. Политическая реформа.

Даты и события:

Март 1985 г. — избрание М.С. Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС

1988 г. — XIX Всесоюзная партийная конференция

1989 г. — начало политической реформы

Понятия:

Перестройка; коммунизм; «развитой социализм»; гос­приемка; индивидуальная трудовая деятельность; со­вместные предприятия; денежная эмиссия; Съезд народ­ных депутатов; Межрегиональная депутатская группа.

1. Курс на ускорение

Уже через месяц после избрания на апрельском (1985) пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев обозначил основные контуры нового курса. Новый генеральный секретарь сразу же, по сути, отказался от концепции «развитого социализма», которая к то­му времени оторвалась от реальности. Он выдвинул идею уско­рения социально-экономического развития СССР.

Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная XXVII съездом КПСС (25 февраля — 6 марта 1986 г.).

В отличие от программы КПСС, принятой в 1961 г. на XXII съезде, новая редакция снимала задачу непосредственного строительства коммунизма. Сам же коммунизм, характеризуе­мый как высокоорганизованное бесклассовое общество свободных и сознательных тружеников, предстал в программе как идеал общественного устройства, а сроки его появления переносились в неопределенно далекое будущее.

Взяв курс на ускорение социально-экономического разви­тия, новое руководство СССР разработало план двенадцатой пя­тилетки (1986—1990) по аналогии с довоенными пятилетками — с обширной строительной программой, как план «второй инду­стриализации». План был одобрен XXVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом.

Главное внимание в плане было уделено тяжелой про­мышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производ­ства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, подвести новый класс машин под на­родное хозяйство, придав ему ускорение, — такова была «гене­ральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председатель Совета Министров СССР в 1985—1990 гг.) в 1985—1986 гг. Ре­ализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Энергию молодого поколения надеялись напра­вить на приведение в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно, не дожидаясь технического перевооружения, до­биться ускорения.

Действовали в основном привычными методами админи­стративного руководства.

Для выполнения плана пятилетки необходимо было нара­щивать национальный доход темпами не ниже 4% в год. Одна­ко выдержать этот темп не удалось. Падение темпов в значи­тельной мере было связано с развернувшейся в 1985 г. под ру­ководством члена Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачева кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Свертывание государственного производства спиртного подорвало бюджет, который недополучил десятки миллиардов рублей, привело к массовому росту самогоноварения и сахарному дефициту.

Начало правления М.С. Горбачева было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 г.; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате отсутствия должной дисциплины. Затраты на ликвидацию последствий сказались на бюджете страны.

На уменьшение темпов роста национального дохода повлияли и другие обстоятельства. Ключевым из них было падение цен на нефть на мировом рынке. Следствием этого становился сначала финансовый, а затем и экономический кризис.

Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987—1988 гг. стала частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усилению роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное — пришло убеждение, что единственным путем исправления ситуации в экономике является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руководством, осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Государство разрешало гражданам работать не на государственных предприятиях и не в коллективных хозяйствах, а индивидуально, на самих себя. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетру¬довыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы — Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако цены как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную в нашей стране еще в 1918 г Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Рыжкова. В марте 1988 г., пропагандируя проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев сделал упор на необходимость раскрепощения человеческой активности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества.

Кооперативы платили государству лишь налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Поэтому кооперативы оказались в выигрышном положении — они могли платить работникам зарплату в 2—3 раза выше, чем на госпред-приятиях Кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство резко увеличить производительность печатного станка, т.е. денежную эмиссию. Теперь огромная денежная масса направилась на потребительский рынок. Менее чем за год опустели полки в магазинах и склады. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: