Состав доходов и расходов бюджетной системы. Основные бюджетные классификации
Государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной составляющих. В общий состав доходов и расходов бюджета входят образуемые в составе бюджетов целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. В соответствии с российским законодательством все доходы и расходы бюджетной системы разграничиваются между бюджетами установленных уровней.
Законодательством устанавливается единая для всех уровней бюджетов классификация доходов и расходов, необходимая для обеспечения сопоставимости бюджетных показателей. Бюджетная классификация — это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов (ст.18 БК РФ). Нормативной базой бюджетной классификации служит БК РФ (глава 4), а также Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»[2].
|
|
Бюджетная классификация РФ включает:
- классификацию доходов бюджетов РФ;
- классификацию расходов бюджетов РФ;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (сектора государственного управления).
Бюджетная классификация РФ является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.
В соответствии с классификацией доходов (ст.20, п.4), едиными для бюджетов всех уровней группами являются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. К налоговым относятся доходы от: налога на прибыль (доходы); налогов и взносов на социальные нужды; налогов на товары, реализуемые на территории РФ, а также ввозимых на территорию РФ; налогов на совокупный доход; налогов на имущество; налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами; государственной пошлины; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам. К неналоговым относятся доходы, которые поступают в форме доходов от внешнеэкономической деятельности; от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; от продажи материальных и нематериальных активов, от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет; платежи при пользовании природными ресурсами, административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба, а также прочие неналоговые доходы.
|
|
В качестве доходов установлены и следующие безвозмездные поступления: поступления от нерезидентов; от других бюджетов бюджетной системы РФ; от государственных (муниципальных) организаций; от негосударственных организаций; от наднациональных организаций и прочие.
Классификация расходов бюджетов (ст.21) характеризуется едиными для бюджетов бюджетной системы РФ разделами и подразделами. В качестве разделов установлены следующие: 1) общегосударственные вопросы; 2) национальная оборона; 3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность; 4) национальная экономика; 5) жилищно-коммунальное хозяйство; 6) охрана окружающей среды; 7) образование; 8) здравоохранение, физическая культура и спорт; 10) социальная политика; 11) межбюджетные трансферты. В указанных разделах БК РФ определены подразделы. Так, в первом разделе - общегосударственные вопросы - выделены такие подразделы, как: функционирование Президента РФ; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований; судебная система; фундаментальные исследовании и др. В третьем разделе – национальная безопасность и правоохранительная деятельность выделены такие подразделы: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и др.
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов (ст.23) представлена единой для бюджетов бюджетной системы РФ группами и подгруппами, в которую включены: 1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов – государственные (муниципальные) ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ; кредиты кредитных организаций в валюте РФ; бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ; кредиты международных финансовых организаций в валюте РФ и др.; 2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов – государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты; кредиты кредитных организаций в иностранной валюте и прочие.
Классификация операций сектора государственного управления (ст.23.1) представлена следующими группами и статьями операций: 1) доходы (налоговые, от собственности, от оказания платных услуг, от операций с активами, суммы принудительного изъятия, безвозмездные поступления из бюджетов, взносы на социальные нужды, прочие); 2) расходы (оплата труда и начисления на нее, оплата работ и услуг, обслуживание государственного (муниципального) долга, безвозмездные перечисления организациям и бюджетам, социальное обеспечение, расходы на операции с активами и прочие); 3) поступление нефинансовых активов (увеличение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов); 4) выбытие нефинансовых активов (уменьшение стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизводственных активов, материальных запасов); 5) поступление финансовых активов (поступление на счета бюджетов, увеличение стоимости ценных бумаг, а также акций и иных форм участия в капитале, иных финансовых активов; увеличение задолженности по бюджетным кредитам и прочей дебиторской задолженности); 6) выбытие финансовых активов (выбытие со счетов бюджетов; уменьшение стоимости ценных бумаг, а также акций и иных форм участия в капитале, иных финансовых активов; уменьшение задолженности по бюджетным кредитам и прочей дебиторской задолженности); 7) увеличение обязательств (задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу, а также по внешнему государственному долгу, прочей кредиторской задолженности); 8) уменьшение обязательств задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу, а также по внешнему государственному долгу, прочей кредиторской задолженности).
|
|
В соответствии с законодательством Российской Федерации создаются целевые фонды денежных средств, которые позволяют аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. В финансовом праве под «фондом» понимается фонд денежных средств, который формируется за счет установленных законом источников, аккумулируемых на определенных счетах и предназначенных для определенных целей (см., например, ст. 10, 17, 149 и 150 БК РФ).
Целевые фонды, создаваемые различными органами власти, можно классифицировать по нескольким основаниям: 1) по характеру формирования и использования — фонды, включаемые в бюджет, и внебюджетные фонды; 2) по целям — экономические и социальные; 3) по форме собственности — государственные и муниципальные; 4) по срокам — фонды, создаваемые на постоянной основе, и временные; 5) по юридической природе — создаваемые на основании различных нормативно-правовых актов (закона, указа, постановления и др.).
В соответствии со ст. 17 БК РФ под целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Подобные фонды могут создаваться в структуре бюджетов любого уровня на основании закона о бюджете на текущий год. Так же как и бюджет, подобные фонды существуют один год, после чего они создаются вновь или ликвидируются.
Бюджетная система РФ включает в себя и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК РФ), т.е. фондов денежных средств, образуемых вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
|
|
Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности. Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются БК РФ и другие нормативные акты. К государственным внебюджетным фондам РФ относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных органов одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Аналогичный порядок составления, представления и утверждения бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предусмотрен БК РФ (ст. 145).
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога; добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Наиболее крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Федеральными законами: от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[3], от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»[4], от 15 декабря 2001 г. № 2122-1 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»[5], Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-1[6]. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ - государственное учреждение, которое является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами.
Основные задачи Пенсионного фонда: целевой сбор и аккумуляция средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования; участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения; расширенное воспроизводство средств фонда на основе принципов самофинансирования и др.
Источники образования средств Пенсионного фонда: единый социальный налог; страховые взносы; средства федерального бюджета; суммы пеней и иных финансовых санкций; доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; добровольные взносы; иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Средства Пенсионного фонда расходуются на выплату пенсий и некоторых пособий, в том числе выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказание органам социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда и его органов, а также на другие цели.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы в соответствии с Законом РФ от 28 июля 1991 г. №1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»[7]. Правовой базой функционирования фондов являются соответствующие Положения, утвержденные Постановлениями Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. № 4543-1[8], а также Устав федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 857[9].
Основными источниками образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог, бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.
Фонд социального страхования РФ создан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации»[10], для финансирования расходов по социальному страхованию. Источниками образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог, страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы физических и юридических лиц, прочие доходы.
Средства фонда направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[11] предусмотрено расходование средств Фонда как страховщика и на названные цели.