Основные налоги, взимаемые в Российской Федерации
Совокупность действующих в государстве в определенный период времени существенных условий налогообложения называют налоговой системой. Важнейшая составляющая налоговой системы - система взимаемых на территории государства налогов. К характеристике этой системы можно подходить, используя различные классификации налогов.
Одним из важнейших критериев классификации налогов является их классификация по видам. Ст. 12 НК РФ определяет иерархическую организацию налоговой системы, в которой все налоги и сборы разделены на три вида, соответствующие трем уровням власти и самоуправления: 1) федеральные; 2) налоги и сборы субъектов федерации; 3) местные. К федеральным налогам и сборам относятся (ст.13 НК РФ):
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
|
|
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся (ст.14 НК РФ):
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся (ст.15 НК РФ):
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Важным критерием классификации налогов в действующей их системе является критерий формы взимания налогов, или формы возложения налогового бремени. В зависимости от этого критерия налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги непосредственно обращены к налогоплательщику - его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения - и требуют от него передачи части собственных средств в казну. Для прямых налогов юридический и фактический плательщики налогов совпадают, т.е. одно и то же лицо и уплачивает, и оплачивает налог. Прямыми налогами являются: налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налоги на имущество; ресурсные платежи и многие другие. Косвенные налоги, в отличие от прямых, не имеют непосредственной связи с доходами или имуществом налогоплательщика, они как бы скрыты в цене товара и устанавливаются в виде определенной надбавки к цене реализуемых (приобретаемых) товаров.
Для каждого конкретного налога законодательно должны быть определены следующие элементы:
1) налогоплательщики - организации (юридические лица, филиалы и иные обособленные подразделения юридических лиц) и физические лица, на которые в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налог;
|
|
2) объекты налогообложения - то, на что начисляется налог (доходы, прибыль, стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности,
имущество и др.);
3) налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, используемая для исчисления налога;
4) налоговая с тавка - размер налога, который взимается с единицы налогообложения или объекта налогообложения в целом. Ставки могут быть выражены в процентах и твердых денежных суммах, в их сочетании. Применяются пропорциональные ставки, т.е. не изменяющиеся в зависимости от увеличения или уменьшения объекта налогообложения, прогрессивные и регрессивные ставки, размер которых зависит от количественной характеристики объекта налогообложения (при его увеличении увеличивается или уменьшается и ставка налога);
5) сроки уплаты налогов – это установленные для уплаты каждого налога конкретные календарные даты, до истечения которых должен быть уплачен налог.
В необходимых случаях при установлении налога в нормативном правовом акте могут предусматриваться налоговые льготы и основания для использования их налогоплательщиком.
Законодательно определенные механизмы налогообложения рассмотрим на примере следующих основных налогов: налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций (прямые налоги) и налога на добавленную стоимость (косвенный налог).
Налог на доходы физических лиц регулируется нормами главы. 23 НК РФ. Этот федеральный налог взимается с доходов тех лиц, которые их получают.
Налогоплательщики данного налога: 1) физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ; 2) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами РФ (ст. 207 НК РФ). Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в России (или) от источников за ее пределами — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ; 2) от источников в России — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ(ст. 209 НК РФ). Налоговая база устанавливается с учетом всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходов в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с НК РФ (ст.210-213). Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.
НК РФ (ст. 217) предусмотрен обширный перечень доходов, освобождаемых от налогообложения (например, государственные пособия и пенсии). Для определения налоговой базы применяются вычеты, которые подразделяются на стандартные (например, для налогоплательщиков, имеющих несовершеннолетних детей, лиц с невысоким уровнем дохода), социальные (например, вычет из облагаемой базы сумм благотворительных взносов, оплаты обучения, лечения), имущественные (например, вычет сумм, полученных от продажи недвижимого имущества, возврат налога в связи с приобретением или долевым строительством жилья), профессиональные (например, в части авторского вознаграждения, доходов от предпринимательской деятельности и др.) (ст. 218—221 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от статуса физического лица как налогоплательщика и от вида полученного дохода (ст.224 НК РФ). Их размер может составлять 6, 13, 30 и 35%. Размер основной ставки — 13% не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода. Сроки уплаты налога неодинаковы в отношении следующих категорий налогоплательщиков: 1)работающие по трудовому либо гражданско-правовому договору. С их доходов налог удерживается налоговыми агентами (главным образом – работодателями, ежемесячно); 2) индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся частной практикой. Они уплачивают налог самостоятельно на основе налоговых деклараций, которые подаются не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, исчисленная на основе налоговой декларации, уплачивается в бюджет не позднее 15 июля. Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, сроки и размеры которых подробно регламентированы НК РФ.
|
|
Главным налогом для организаций является налог на прибыль, который взимается с 1 января 2003 г. в соответствии с нормами главы 25 части второй НК РФ. По форме обложения этот налог является прямым налогом. Налогоплательщики — российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации (ст. 246 НК РФ). Объект налогообложения — прибыль, полученная налогоплательщиком. Под прибылью российских организаций понимаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (гл. 25 НК РФ). Прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — это полученные через названные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Для иных иностранных организаций прибылью являются доходы, полученные от источников в РФ(ст.247).
НК РФ закрепляет порядок определения доходов и дает подробный перечень (классификацию) доходов, подлежащих налогообложению (ст.249-251). К ним относятся: 1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; 2) внереализационные доходы. Доходы от реализации — это выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Внереализационные доходы — это доходы от долевого участия в других организациях; суммы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств и пр. НК РФ закрепляет (ст. 251) и доходы, не учитываемые при определении налоговой базы (например, доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, и др.).
|
|
В целях налогообложения доходы подлежат уменьшению на сумму определенных расходов — обоснованных и документально подтвержденных затрат. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются в НК РФ на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (ст.252-269). К первым относятся: материальные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов); расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы — на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, пожарной безопасности и др. (ст. 264 НК РФ). К внереализационным расходам относятся обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией (например, расходы на содержание переданного по договору аренды имущества и др.).
Налоговой базой для налога на прибыль признается денежное выражениеприбыли. Налоговые ставки зависят от статуса организации-налогоплательщика, вида полученного дохода и определяется в следующих размерах: 24, 20,15, 10, 6 и 0%. Основная налоговая ставка — 24%. Указанная ставка распределяется с 2006г. между бюджетами разных уровней в следующих долях: в федеральный бюджет — 6,5%; в бюджеты субъектов РФ — 17,5%. Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. В рамках налогового периода устанавливаются отчетные периоды — квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. По общему правилу налог на прибыль уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода. Подробно сроки и порядок уплаты налога на прибыль установлены НК РФ (ст. 287).
Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) регулируется нормами гл. 21 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2002г. НДС является косвенным налогом, а потому фактическими его плательщиками становятся потребители товаров, работ, услуг. Юридически в качестве налогоплательщиков НДСвыступают: 1) организации; 2) индивидуальные предприниматели; 3) лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с ТК РФ (ст.143 НК РФ). Объектом налогообложения НДС признаются определенные операции: 1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ; 2) передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; 3) ввоз товаров на таможенную территорию РФ и др. (ст.146 НК РФ). НК РФ установлен достаточно обширный перечень операций, освобождаемых от налогообложения (ст.149). К таким операциям отнесены, например, реализация на территории РФ медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ, услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования и др. Порядок определения налоговой базы зависит от многих условий и определяется НК РФ (ст.ст.153-162). Так, налоговая база при реализациитоваров определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При реализации товаров с применением различных налоговых ставок налоговая базаопределяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При определении налоговой базы выручкаопределяется, исходя из всех доходов налогоплательщика, полученных им как в денежной, так и (или) натуральной форме, включая оплату ценными бумагами.
Налоговый период — календарный месяц (ст. 163 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от объекта обложения. Они могут быть в размере 0, 10 и 18%. Ставка 0% применяется при реализациитоваров (за исключением нефти), вывезенных в таможенном режиме экспорта; услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, и проч.; ставка 10% применяетсяпри реализации определенных продовольственных товаров; товаров для детей; периодических печатных изданий, за исключением рекламного или эротического характера; медицинских товаров; по максимальной ставке 18% НДС уплачивается при реализации товаров, не входящих в перечни товаров, облагаемых по ставкам 0 либо 10% (п. 1,2 ст. 164 НК РФ).
При расчете НДС предусмотрено применение налоговых вычетов (ст. 172 НК РФ). Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, разница подлежит возмещению из бюджета. Порядок и сроки уплаты НДС регламентированы ст. 174 НК РФ. По общему правилу уплата НДС производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено НК РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ сумма налога уплачивается в соответствии с таможенным законодательством.
Государственный кредит как правовая категория — это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе: 1) привлечения государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения; 2) предоставления государством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.
Правовой основой государственного кредита в первую очередь является Конституция РФ (ст.75, 104). Помимо конституционных норм правовую основу государственного кредита образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса РФ, а также иные законы и подзаконные нормативные акты.
Как один из видов кредита,государственный кредит имеет ряд специфических черт: 1) привлекаемые в результате государственного кредита средства имеют специфический целевой характер — они направляются на погашение бюджетного дефицита; 2) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности. На уровне субъекта РФ или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность; 3) государственный кредит носит срочный характер, в БК РФ указано, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.
Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга,под которым понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну (ст. 97 БК РФ).
Государственный долг делится на внутренний и внешний. Кредиторами по внутренним займам преимущественно выступают физические и юридические лица, являющиеся резидентами РФ. БК РФ определяет государственные внутренние заимствования как займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации (ст. 89). Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств, это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (ст.103 БК РФ).
В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые обязательства в результате заемной деятельности, различают общегосударственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг (ст.97-100 БК РФ). По срокам государственный долг делится на краткосрочный — до 1 года, среднесрочный - от 1 до 5 лет и долгосрочный — от 5 до 30 лет, для муниципальных образований — до 10 лет (ст.98 БК РФ).
Долговые обязательства, образующие государственный долг Российской Федерации, могут выступать в форме: кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др. (ст. 98 БК РФ).
Наряду с определением государственного долга РФ в БК РФ формулируются понятия государственного долга субъекта РФ и муниципального долга. Так, под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность долговых обязательств субъекта, которые полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в его собственности субъекта имуществом. Данные долговые обязательства могут осуществляться в форме кредитных соглашений и договоров; государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ; договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и др (ст.99). Под муниципальным долгом понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые, в свою очередь, могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий (ст.100).
Управление государственным и муниципальным внутренним долгом- это совокупность мероприятий государства и муниципального образования по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляется Правительством страны в соответствии с законодательными актами. В настоящее время для управления долгом законодательством предусмотрена его реструктуризация, под которой понимается погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения.
Обслуживание государственного долга производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством, посредством осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Контроль за состоянием государственного внутреннего долга РФ осуществляется парламентом страны. А Правительство РФ должно ежегодно публиковать данные о состоянии государственного внутреннего долга.