Тема №6. Корпоративные информационные системы.
1 Комплекс стандартов ISO 9000
2 Понятие корпоративной информационной системы
3 Архитектура КИС
4 Стандарты MRP-систем
5 Стандарты ERP-систем
6 CRM-системы
7 Внедрение и эксплуатация КИС
Управление предприятием, или говоря современным языком, управление бизнесом, с тех пор, как появились первые предприятия (т. е., по крайней мере, за последние 25 – 50 тыс. лет) претерпело некоторые изменения. Но основа этого процесса осталась та же. Руководитель принимает решения на основании той информации, которая ему доступна на момент принятия решения, а подчиненные принимаются с той или иной степенью прилежания исполнять это решение, как только им станет оно известно. Понятно, что эффективность системы управления в целом зависит от следующих аспектов:
- насколько быстро информация о состоянии дел и событиях попадает к руководителю;
- насколько эта информация правильная и своевременная (адекватна и актуальна);
- насколько быстро и достоверно принятое решение будет доведено до исполнителей;
|
|
- насколько действенен контроль со стороны руководителя над исполнением им же принятых решений (кнут, пряник и все то, что перечислено в предыдущих трех пунктах).
Квалификацию руководителей и, соответственно, качество принимаемых на основе адекватных и актуальных данных решений оставим за скобками, дабы не обижать уважаемых и добропорядочных господ (товарищей, превосходительств, сиятельств, преосвященств и т.п.).
Для обеспечения этой самой эффективности в различные времена применялись самые разнообразные технические средства от тамтамов и почтовых голубей до суперкомпьютеров, компьютерных сетей интранет и интернет, ERP систем и других современных аналогов тамтамов. Для того, чтобы пытливые умы смогли постичь основы этих малопонятных и жутко дорогих вещей и придуман был
Современный рынок требует, чтобы вся продукция удовлетворяла общепризнанным стандартам качества, которые касаются не только качества конечного продукта, выставляемого на рынке, но и всего процесса производства этого продукта, начиная от выбора поставщиков и заканчивая сервисным обслуживанием.
В настоящее время всемирное распространение получил комплекс стандартов на систему качества предприятия, разработанный ISO (International Standards Organization), точнее, техническим комитетом ISO/TC 176 (ИСО/ТК 176). Этот комплекс стандартов имеет общее название ISO 9000 (ИСО 9000). Структура ИСО 9000 показана на рис. 1.
Рис. 1 - Структура семейства стандартов ИСО 9000[1]
Внедрение и поддержание на предприятии системы качества в соответствии со стандартами семейства ИСО 9000 предполагает использование программных продуктов, по крайней мере, трех классов:
|
|
- комплексные системы управления предприятием (автоматизированные информационные системы поддержки принятия управленческих решений), АИСППР
- системы электронного документооборота,
- продукты, позволяющие создавать модели функционирования организации, проводить анализ и оптимизацию ее деятельности (в том числе, системы нижнего уровня класса АСУТП и САПР, продукты интеллектуального анализа данных, а также ПО, ориентированное исключительно на подготовку и поддержание функционирования систем качества в соответствии со стандартом ИСО 9000).
Это не значит, что любое предприятие, претендующее на соответствие системе качества ИСО 9000, должно обязательно иметь у себя корпоративную информационную систему. Скорее, это значит, что управление огромными объемами данных, которые циркулируют на предприятии, без КИС будет сопряжено с большими сложностями. Наличие же КИС позволяет поддерживать требуемый ИСО 9000 уровень качества с меньшими затратами на ведение документации и на принятие решений[2].
Таким образом, внедрение системы качества ИСО 9000 и внедрение корпоративной информационной системы на предприятии взаимосвязаны.