Рис. 2. Пирамида полной стоимости фирмы
Рис. 1. Логистический треугольник
Широкое толкование логистики соответствует сложным процессам и явлениям, происходящим в современной экономике, и поэтому представляется актуальным и перспективным построение универсальной логистической концепции, основными постулатами которой являются следующие положения:
- объекты исследований и преобразований в логистике – материальные, информационные, сервисные, финансовые и другие потоки в различных системах;
- цель исследований и разработок – оптимизация соответствующих потоков путем поиска и максимальной мобилизации имеющихся резервов;
- оптимизация потоковых процессов ведется с позиции системы как единого целого;
- базовым инструментом логистической оптимизации потоковых процессов служит теоретический аппарат ряда фундаментальных и прикладных наук.
Предметом логистики является анализ и совершенствование методов управления различными потоками в пространстве и времени. Логистика относится к ключевым видам деятельности компании наряду с производством и маркетингом. М.Портер разработал пирамиду полной стоимости фирмы, в которой определил место логистики в организации (рис. 2).
|
|
* Внешняя логистика осуществляет закупки необходимых ресурсов, их транспортировку на предприятие, обработку заказов потребителей, распределение и доставку готовой продукции в торговую сеть в соответствии с потребительским спросом.
** Внутренняя логистика занимается приемом материальных ресурсов, их складированием, хранением, транспортировкой на производственные участки, составлением транспортного расписания и планированием потребности в закупаемых материалах.
В начале ХХI века ученые стали говорить о логистизации, под которой понимается тотальная организация логистических систем в экономике. Важнейшим условием оптимизации данных систем является соблюдение организационного, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов. Для повышения эффективности их исследования ученые выделяют взаимосвязанные области, которые составляют иерахическую структуру теории логистики.
Металогистика - изучает совокупность потоков жизнедеятельности общества, определяет оптимальные цели и приоритеты его развития.
Мезологистика - изучает логистическую деятельность отраслей национального хозяйства и экономических регионов.
Макрологистика – проводит исследования внешней среды организации, разрабатывает методы координации работы поставщиков, производителей, перевозчиков и потребителей, оптимальной организации складского и транспортного процессов, а также распределения готовой продукции.
|
|
Микрологистика – занимается анализом внутренней среды организации, разрабатывает методы решения проблем планирования, подготовки, реализации и контроля процессов перемещения материальных и сопутствующих потоков внутри организации.
По оценкам специалистов, широкое внедрение концепции логистики позволяет сократить время продвижения товара на 25-30%, снизить уровень товарных запасов на 10-20%, количество нарушений сроков поставки - на 30-50%. Экономический эффект от применения логистического подхода к управлению предприятием достигается за счет снижения уровня материальных запасов и затрат на их содержание, оптимизации маршрутов движения транспорта и сокращения транспортных расходов, оптимизации количества складов, повышения эффективности производства продукции, оптимизации сервиса и улучшения информационно-финансового обеспечения логистической деятельности. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1 % удельных расходов на выполнение логистических функций обеспечивает организации эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации ее продукции на 10 %. Успешная реализация логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками, по некоторым оценкам, позволяет организациям более, чем на 40 % увеличить свою прибыль.
В современных условиях логистика приобретает статус концептуальной стратегии управления общественным развитием и научно-техническим прогрессом, поскольку по заявлению американского специалиста Д. Уотерса «без логистики никакие материалы не перемещаются, никакие операции не выполняются, никакие продукты не доставляются и никакие потребители не обслуживаются».
По мнению американского ученого И. Стингерса, «существуют явления необратимые, которые несут в себе стрелу времени». Такие явления в мировой экономике способствовали ускоренному развитию логистики. К ним относятся:
- глобализация рынка и рыночных отношений между странами;
- распространение философии маркетинга и всеобщего управления качеством;
- прогресс в информационных и компьютерных технологиях;
- развитие локальной конкуренции, вызванное переходом от «рынка продавца» к «рынку покупателя», т.е. ориентация на спрос потребителей;
- давление фактора затрат на производство и сбыт продукции;
- энергетический кризис, "тарно-упаковочная" и "складская" революции;
- унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
- рост международной конкуренции, партнерства и стратегических союзов.
Развитие логистики привело к формированию инновационной концепции «глобальной логистики», под которой понимается стратегия и тактика создания устойчивых макрологистических систем, связывающих бизнес-структуры различных стран на основе разделения труда и партнерства в форме договоров и общих планов развития, поддерживаемых на государственном уровне.
Глобальная логистика является важнейшим стратегическим инструментом в обеспечении конкурентных преимуществ на мировом рынке сбыта продукции. Успех достигается за счет следующих задач:
1. Реализация концепции гибкого производства, способствующей быстрой адаптации производителей к рыночной конъюнктуре с учетом требований потребителей.
2. Сокращение времени на реализацию основных логистических циклов: "закупки-производство-распределение".
3. Развитие транснациональных логистических систем для более свободного перемещения товаров, капитала и информации.
4. Снижение уровня запасов и общих логистических издержек.
5. Внедрение современных компьютерных и информационных технологий, обеспечивающих повышение эффективности логистической системы.
|
|
Зарубежный опыт показывает, что ведущие мировые компании делают акцент на стратегическую логистику, которая находится за пределами собственно деловой структуры, чтобы иметь возможность охватывать поставщиков, посредников и заказчиков. Стратегическая логистика определяется как использование логистической компетентности и многоканальных партнерских отношений для достижения конкурентных преимуществ. Организация, обладающая стратегическими способностями, сначала поручает выполнение логистических обязанностей контрагентам, а затем выполняет свои собственные действия с большей точностью. Эффективная стратегическая логистика требует объединения действий компаний с ключевыми поставщиками товаров и услуг в масштабе всей отрасли. Организации, использующие логистику как основу корпоративной стратегии, делают многие вещи иначе. Во-первых, они стремятся использовать логистическую компетентность для получения и удержания конкурентного преимущества, во-вторых, стремятся оптимизировать добавленную стоимость на продукт или услугу, и наконец, эти организации используют все средства для достижения цели, формируя стратегические союзы со своими поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Основными принципами, способствующими развитию логистики являются:
1. Устойчивость - сбалансированность производства и распределения товаров.
2. Гибкость - возможность внесения изменений в производственную программу выпуска продукции и графики закупки материалов.
3. Оптимальность – соблюдение критерия минимума общих логистических затрат управления материальными и сопутствующими потоками.
4. Надежность в обеспечении материальными ресурсами (МР) и готовой продукции (ГП).
5. Высокое качество обслуживания потребителя.
6. Моделирование и информационно-компьютерная поддержка логистического процесса.
Методы реализации данных задач и принципов обсуждаются на всемирных, европейских и российских конгрессах и форумах по логистике, которые проводятся под различными девизами, например, "Логистика объединяет людей, рынки и материки", "Логистический вызов - лучше, быстрее, дешевле!", "Пусть отстающий станет первым, чтобы служить последнему". Содержание данных девизов подтверждает значение логистики как теории и практики управления логистическими процессами в экономике.
|
|