Межправительственные организации являются стабильными объединениями государств, основанными на договорах, обладающие определенной согласованной компетенцией и постоянными органами функционирования.
Предпосылки возникновения международных организаций появились в очень отдаленные исторические эпохи.
На ранних этапах развития общества межгосударственные отношения выражались в двусторонних контактах, возникавших по мере необходимости между представителями соседних или близко расположенных государств. Постепенно эти контакты расширялись, периодически возникали союзы и коалиции.
Еще во времена античности появляются зачатки международного арбитража и юстиции; наряду с двусторонними встречами все шире применяется классический институт международного права – конгрессы и конференции.
На первых порах конференции и конгрессы происходили от случая к случаю, затем в практику вошли периодические международные совещания, создающие более или менее постоянные органы, на которые возлагались чаще всего задачи созыва и обслуживания конгрессов и конференций, а иногда и осуществление других функций в перерывах между конференциями. Именно эти органы стали зачатками будущих международных организаций.
|
|
Создание международных организаций сопровождалось появлением соответствующих международно-правовых обычаев и установлением в конвенционном порядке норм международного права, призванных регулировать деятельность международных конференций. Очень важным поэтому является начало кодификации во второй половине XIX в. особой отрасли права – международного частного права, что привело к складыванию в середине XIX века ряда правовых норм, необходимых для деятельности международных организаций.
Именно поэтому Международные организации в том смысле, в каком о них принято говорить сейчас, возникли сравнительно недавно – в середине XIX в. Их создание было обусловлено расширением и усложнением международного общения.
Говоря о международных организациях в области культуры, то одним из первых из первых международных договоров, позднее трансформировавшегося в международную организацию в культурной сфере стала Бернская конвенция 1886 г.
Международные литературные конгрессы - в Брюсселе 1858 г., Антверпене 1861 г. и 1877 г. и в особенности конгресс в Париже 1878 г., на котором создана была постоянная международная ассоциация литераторов и художников, - подготовили идею однообразной международной защиты авторского права; на конгрессе 1882 г. в Риме была формулирована мысль создать для этой цели международный союз, и после конференции в Берне (1883) швейцарское правительство взяло на себя инициативу и в итоге 9 сентября 1886 г. была подписана бернской конвенция, в силу которой Германия, Бельгия, Испания, Франция, Великобритания, Италия и Швейцария, а также Гаити и Тунис образовали "союз для защиты авторских прав на Литературные конвенции и художественные произведения". Конвенция постановила, что авторы, принадлежащие к одному из государств союза, пользуются одинаковой защитой их произведений, обнародованных в пределах союза; авторы – подданные несоюзных государств такой не имели (сделано с целью поощрить вступление в союз), но могли воспользоваться ею в лице издателей-подданных этих государств. Для приобретения права на защиту достаточно было исполнить формальности, требуемые в стране, где произведение впервые обнародовано.
|
|
В дальнейшем круг участников конвенции постоянно расширялся, а ее текст неоднократно пересматривался на многочисленных дипломатических конференциях. На сегодняшний день Бернская конвенция в виде Парижского акта от 24 июля 1971 г., измененного 28 сентября 1979 г., является самым популярным международным соглашением в области авторского права, в ней участвуют более 140 государств мира.
Другим важным явлением стали попытки разработки международно-правовых норм для защиты культурных ценностей. Культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны.
Отдельные правила, направленные на охранение памятников культуры, содержались еще в Брюссельской декларации права войны, принятой на конференции, созванной по инициативе России в 1874 оду. На этой конференции был принят проект международной декларации относительно законов и обычаев войны. Здесь впервые в международно-правовой практике предусматривалась возможность какой-то ответственности за причинение вреда культурным ценностям. Хотя декларация и не была ратифицирована, ее принятие сыграло определенную роль в выработке международных норм о законах и обычаях войны.
В 1899 году состоялась так называемая Первая гаагская конференция мира, а в 1907 году состоялась Вторая гаагская конференция. На этой конференции была принята Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (IV конвенция) и Положение о законах и обычаях сухопутной войны. Специальные правила, касающиеся культурных ценностей, устанавливались в ст. 27 и ст. 56 положения. Статья 27 предусматривала, что «при осадах и бомбардировках должны быть приняты все необходимые меры к тому, чтобы щадить, насколько возможно, храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники.., под условием, чтобы таковые здания... не служили одновременно военным целям». Эта статья впервые в международной договорной практике предусматривала, что указанные здания должны быть обозначены особыми видимыми знаками, хотя и не было установлено введение единообразного знака, поскольку обозначение должно было проводиться по усмотрению соответствующих компетентных властей.
Статья 56 положения 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны установила также: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных и научных воспрещаются и должны подлежать преследованию».
Однако во время первой мировой войны эти нормы зачастую отбрасывались воюющими сторонами. Печальный опыт первой мировой войны показал необходимость дальнейшей разработки международно-правовых норм о защите культурных ценностей во время вооруженных конфликтов, показал несовершенство и недостаточность положений гаагских конвенций о законах и обычаях войны.